Юлия Ародис

Искусствовед, арт-критик, директор Санкт-Петербургского музея игрушки.

47 пользователей задали 113 вопросов и получили 108 ответов.

Как еще можно читать

Задайте свой вопрос.

  • Сергей Миров спросил 27 February 2010

    Юля, сегодня умер Влад Галкин. С учетом всего того, что с ним происходило в этом году, по-моему Вы могли бы поднять новую тему о ТЧ.

    Ответ: 

    Сергей Миров, я затрудняюсь. Говорить о пьяных дебошах Галкина, травле его СМИ и его безвременном уходе я могу только в аспекте "талант и культура: трагедия несовпадений". Но речь пошла бы об умершем человеке, а в такой ситуации действует правило "хорошо либо ничего". Вот такая моральная дилемма.((

    121 комментарий

  • Александр Кабанов спросил 17 February 2010

    Юля, я тут опять всех вопросами начал мучить. И вот тебе тоже решил показать одну статейку http://www.presscouncil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=365&Itemid=&limit=1&limitstart=1 Как тебе сия статья?
    И ещё. Мы тут сидим на Топе, такие все правильные. А нашим россиянам задали такой вопрос:"Гуманно ли всеми силами выхаживать младенца с тяжёлыми неизлечимыми отклонениями?". 26% ответили, что не гуманно.(каждый четвёртый) Это как довесок.
    Развёрнутого ответа не жду, можно эмоции, т.к сам я опупел.

    Ответ: 

    Саша, эмоций и без меня хватит. У тех самых мам, которых Никонов хочет "избавить" от детей-инвалидов.

    Я полагаю, что эвтаназия нужна в некоторых случаях, но каждый такой случай должен рассматриваться индивидуально. Человек может страдать невыносимо и просить его прикончить несмотря на то, что прогноз благоприятен. Родители могут требовать эвтаназии ребенка, чей диагноз - вовсе не приговор. Такие бывают. У таких - детей отбирать. Если в истории медицины есть примеры улучшений при данном заболевании, об эвтаназии речи быть не может. И так далее.

    Очень многоаспектный вопрос. Могу привести примеры, когда ребенок, который в России считается неперспективным дауном, в Израиле ходит в обычную школу и быстро поднимает уровень интеллекта (не до нормы, конечно). Когда человек, пролежавший в коме полгода, приходит в себя вопреки всем прогнозам и показывает положительную динамику (моя подруга с тяжелейшей черепно-мозговой травмой). Тут все зависит от родителей, родственников, близких. Вспомнить хотя бы фильм "Поговори с ней" Альмодовара. Невредно также сравнить состояние спец-учреждений для дебилов, даунов и прочих у нас и, например, в Голландии. Стоит еще и вспомнить традицию милосердного отношения к слабоумным в России; у нас такой "дурачок" мог быть любимцем деревни, а то и "блаженным", юродивым. Да и в Европе вовсе не было традиции изгнания таких больных из общества, у них была своя социальная ниша. Повторяю: каждый случай индивидуален. Если речь идет о крайне тяжелых заболеваниях, при которых человек не осознает себя, не способен воспринимать никакую информацию, да еще и страдает жестоко и непрерывно, и прогноз однозначно летальный - тут можно и собрать комиссию по эвтаназии. Но если это существо может хоть немного радоваться жизни, или если есть хоть один процент вероятности улучшения, то ни общество, ни государство, ни близкие не имеют права лишать его жизни.

    17 комментариев

  • ночь нежна спросила 11 February 2010

    Здравствуйте, Юлия! Хочу спросить у Вас про искусство. Представляю, как пафосно и вместе с тем несуразно это звучит, но тем не менее, раз уж начала.. Отучившись на искусствоведа аж в двух ВУЗ-ах, всё никак не могу принять искусство целиком, беспрекословно, всё ковыряюсь: и то мне - не так, и это - не эдак, и Малевич со своим пресловутым квадратом -халтурщик, и Энди Уорхол - маляр... На всё своё мнение, отчего из первого университета и выгнали. Сказали и во втором ( правда, диплом потом дали), что не моё это - судить об искусстве, слишком много субъективного вкладываю, что если мне не нравится Джотто и Кандинский, так значит, что в искусстве я ничего не смыслю. А вдруг это - так? Как Вы поняли, что разбираетесь, что это - Ваше?

    Заранее извиняюсь за длинный и неуклюжий вопросище, Но ответ получить важно. Спасибо.

    1 присоединился к вопросу:

    Ответ: 

    Здравствуйте, Нежная Ночь!))
    Принять искусство целиком, то есть наслаждаться без оговорок абсолютно всеми произведениями подлинного искусства (супрематизм Малевича), да к тому же еще и многочисленными мистификациями (Энди Уорхол, в частности) не может, наверное, никто. У искусствоведа "поле восприимчивости", то есть способность понимать и принимать произведения самых разных эпох и стилей, гораздо выше, чем у "неспециальных" людей. Однако не бесконечно.

    Вы пишете очень странные вещи о тех ВУЗах, в которых учились. На искусствоведческом факультете не могут требовать симпатии к тому или иному художнику. Требовать могут только знания его творчества, обусловленности его индивидуального стиля и понимания его вклада в ход мирового искусства. В чем состояло новаторство и значительность того же Кандинского, например. Обычно понимание художника, а затем и удовольствие от его творчества, восхищение той или иной работой возникают в ходе изучения его личного изобразительного "языка", вживания в духовную атмосферу его страны и времени. Профессор искусствоведения, преподающий, скажем, историю искусства Древнего Востока, должен "жить" в тех эпохах, понимать и шумера, и египтянина, уметь говорить "от их лица", видеть мироздание их глазами и уметь заражать студентов "древнеегипетским восторгом". Студент может упорно "не заражаться" своеобразным строгим благородством надгробных статуй, дворцов, росписей, пирамид, но он обязан узнать достаточно об этих вещах, чтобы хорошо сдать экзамен.

    Из вашего вопроса напрашивается вывод, что на экзаменах вас не спрашивали о конкретных фактах, а обязывали закатывать глаза и восторженно подвывать. А вы отказывались, и вас обвиняли в непонимании божественного совершенства. У нас было все иначе. Изъявление всяческих восторгов вызывало подозрение в незнании предмета и пресекалось вопросом: "К какому периоду относятся предметы из гробницы Шуб-Ад?!!!" (например).

    То же самое - о Малевиче. Человек, который досконально изучил творчество Казимира Малевича, может, и не полюбит его, но уж никак не назовет Малевича "халтурщиком". По крайней мере, сумеет оценить меру чуткости к духовным требованиям эпохи, смелость и высокое мастерство человека, создавшего новое направление в искусстве, которое остается плодотворным по сей день.

    Мне Ренуар не по душе, кажется слащавым (это субъективная сторона суждения), но я не могу не признавать его высочайшее живописное мастерство (оставим вне этой оценки поздний период "красных ню"), которое является таковым объективно. И что, если бы я после обстоятельного ответа на экзаменационный вопрос задушевно призналась, что Огюст - "не мой" художник, что мне по мироощущению ближе Эдгар Дега, меня выперли бы из вашего ВУЗа? Серьезно?))

    Отвечаю на вторую часть вопроса. Я поняла, что искусствоведение - это "мое", когда испытала восторг от внезапного "прорыва", от "вдруг"-понимания того, что мне не нравилось прежде. Помнится, это была "Белая медведица" Пиросмани. Был человек, который "открыл" для меня эту картину одной фразой. Я подумала тогда, что, если сама когда-нибудь сделаю такой подарок кому-то, пусть даже хоть одному человеку, моя жизнь пройдет не впустую.

    6 комментариев

  • Lio спросил 3 February 2010

    Этот вопрос задам многим тут.
    Группа MEZZAMO выложила альбом своих друзей , группы Папа Джеймс
    http://webfile.ru/4274967
    Мне понравилось.
    Хотелось бы услышать Ваше и Вашего мужа мнение об альбоме и группе в целом.

    Ответ: 

    Lio, это Юрий Вам отвечает. Юля пустила на свой аккаунт ради такого дела.
    Я скачал и послушал. Мне показалось довольно-таки однообразно, только не обижайтесь. Вроде все грамотно и прикопаться не к чему, но скучновато.
    А что до самой группы Меццамо, я видел их клип месяца полтора назад. Напомнило чем-то Лицедеев в старом фильме "Как стать звездой", тоже пляжная съемка с такой веселой физкультурой. Но я не понял, что у них собственно с музыкальной частью. Когда пришел на Топ, хотелось пойти к ним и спросить: "Ребята, а вы петь-играть-то умеете?" Потом подумал, что логичней послушать их аудио-заметки, но - так и не собрался пока. Вроде не тянет.

    написать комментарий

  • Lio спросил 1 February 2010

    Сегодня День-Зеркало: 01022010
    Интересно, как отразится в этом зеркале жизнь родившихся сегодня детей, в том числе и моей первой внучки?
    Дедушка, это хорошо, но ведь теперь придется спать с бабушкой! :)

    Ответ: 

    Lio, поздравляю вас!!! Вот счастье-то!)))

    Насчет "зеркальности" не могу ничего сказать, наверное, что-нибудь да значит, но рождение 1-го числа означает, что в семье появилась яркая индивидуальность. Такие не ходят проторенными путями, имеют оригинальные идеи и гнут свою линию. Требуют уважения к своей "особости", но при этом нуждаются в чутком и ласковом руководстве, и тогда расцветают. Ну, вам-то такая внучка по силам!)))

    2 комментария

  • Андрей спросил 29 January 2010

    Уважаемая Юлия.
    В своей заметке "Прорыв блокады: город" http://top4top.ru/arodis/posts/6496 Вы упомянули исследование Анн Шутценбергер: "Синдром предков. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы".
    Не моглы бы Вы подробней рассказать о Вашем личном отношении к подобного рода исследованиям и выводам?
    Спасибо.

    Ответ: 

    Уважаемый Андрей, я перечитала книгу и готова обсуждать её.

    Если говорить в самом общем смысле, то к "подобного рода исследованиям" я отношусь с большим интересом. К "выводам" же Анн Шутценбергер я не могу никак относиться, потому что единственный вывод, который она делает из своей клинической практики - неясность механизмов трансгенерационного наследования. Могу только отметить его корректность, потому что в данном случае любой другой вывод на уровне современного знания был бы шарлатанством.

    Но хотела бы уточнить Ваш вопрос. В данном случае под словами "подобного рода исследования" Вы разумеете ТЕМУ исследования или же МЕТОДЫ, примененные ученым?

    написать комментарий

  • Сергей Миров спросил 14 January 2010

    Юля, загляните к Жажде, плиз. Там некто Андрей (хороший мужик), похоже, уже из семьи уходить собрался. Жажда ему крышу снесла. Есть ли рецепт?

    1 присоединился к вопросу:

    Ответ: 

    Сергей, я посмотрела и мне кажется, что человек просто Старый новый год не совсем удачно отметил. Ну, куда он может пойти из семьи? В темноту, на мороз? Не хотелось бы ошибиться, но всё утрясется, я думаю.

    Рецептов у меня нету, кроме как "время лечит" и "разум побеждает".

    Андрей, извините, ради Бога, если мои предположения насчет Старого нового года неверны.

    16 комментариев

  • Сбежавший из дурки спросил 8 January 2010

    Здравствуйте, Юлия. Вопрос мой наверное банальный, но для меня познавательный. Как, определить художественную ценность картины (критерии) ? Вопрос, возникает у меня в связи с непониманием того, почему картины, которые мне кажутся "слабыми" в своём художественном выражении, имеют огромную денежную стоимость, например, "Черный квадрат" Малевича. Заранее благодарю за ответ!

    Р,S. Маленькая история о компетентности некоторых "ценителей искусства". На одном закрытом украинском форуме, где выкладываются работы Дали, я разыграл форумчан (они пока об этом не знают) и выложил свою картину (откровенный бред), написанную в 10-летнем возрасте, указав при этом, что по мнению известного искусствоведа Жан-Батиста Деринье (которого на самом деле не существует), это одна из неизвестных работ Дали, выполненная в несвойственной ему манере. Каково же было моё удивление, когда комментирую указанную картину, многие "знатоки прекрасного" поддержали мнение мифического Деринье об авторстве картины, увидев там "руку Дали".

    2 присоединились к вопросу:

    Ответ: 

    Уважаемый Сбежавший, прошу простить меня за задержку ответа на ваш вопрос. Вовсе не простой, как и многие "банальные" вопросы. Он не вполне удачно сформулирован: "определить" художественную ценность произведения нельзя, определить (высчитать) можно только его рыночную стоимость. А понятие художественности тесно связано с эмоциональностью, с суждениями вкуса, с понятием эстетической выразительности. Художественная ценность "чувствуется", а не "определяется". Нередко в качестве критерия художественности приводят общезначимость произведения, но этот критерий давно устарел.

    Представление о "критериях качества" произведения искусства стоит, я думаю, выводить из определения:
    - произведение иобразительного искусства - это материальный объект, в чьем облике в гармоничной и эстетически выразительной форме кодируется эмоциональное отношение человека к явлениям реальности (в т.ч. к психической реальности самого человека), способный вызывать сопереживание зрителя и доставлять ему эстетическое наслаждение.

    Что значит "кодируется эмоциональное отношение человека к явлениям реальности"? Дело в том, что "изобразительное" искусство на самом деле не "изображает" (грушу на ветке, лодку на речке, взятие Бастилии, дурной сон художника, черный квадрат на белом фоне...), а ВЫРАЖАЕТ чувства ("эмоциональное отношение") художника к этой самой груше, лодке или к тому, что для него эти предметы символизируют. Высокое искусство (т.е. "очень художественное"))) отличается тем, что зритель, воспринимая его, задумывается не только о грушах, но о краткости человеческой жизни, или о ее прекрасных дарах, или о трудности созидания, которое дает зато прекрасные плоды, смотря по тому, КАК ИМЕННО художник эту грушу изобразил и ЧТО СКЛОНЕН ВИДЕТЬ сам зритель, к каким идеям и эмоциям он сам наиболее чуток.

    Вот эта "космичность" взгляда, неисчерпаемость содержания, потенциальное богатство интерпретаций - явные признаки настоящего искусства. Искусство дает зрителю возвышенный взгляд на жизнь, примиряет с нею, чтО бы ни было изображено и выражено.

    У Грина есть рассказ о скандальной супружеской паре: муж бежит со двора, прихватив деньги на выпивку (кажется, так), а жена преследует его. Спасаясь, он забегает в помещение, где идет художественная выставка. Жена спешит за ним и вдруг видит пейзаж, изображающий их собственный небогатый дворик с бельем, сохнущим на веревках. Рассматривая картину, женщина вдруг осознает, что ее жизнь, вроде бы самая обычная и неинтересная, кому-то может казаться очень достойной и счастливой, её дом и двор - уютными, желанными, и что эта привычная реальность - прекрасная часть прекрасного мира. Супруг присоединяется к созерцанию, и перед картиной происходит семейное примирение.

    На этом можно было бы закончить, воскликнув: "Вот она, сила искусства!" Но остается непонятным, что же такое "гармоничная и эстетически выразительная форма". Почему хорошей картиной "не налюбоваться"? Это называют "магией", "тайной", но речь идет о вполне постижимых, хоть и очень тонких и сложных решениях художника (сознательных или интуитивных).

    Кандинский, я думаю, верно уловил тот универсальный принцип искусства, который верен (в отличие от понятия красоты) для всех эпох и всех стилей:
    "Наша гармония покоится главным образом на принципе противоположения - этого величайшего принципа в искусстве во все времена" ("О духовном в искусстве").

    Что-то становится выразительным только в сопоставлении с чем-то противоположным. Тяжесть груши сопоставляется с гибкостью ветки, спокойствие Иисуса - со смятением апостолов ("Тайная вечеря" да Винчи"), паника жертв бомбежки - с уверенным и страстным призывом женщины с лампой ("Герника" Пикассо). Абстракционисты стали работать с "чистыми" контрастами цветов и форм, и это тоже было очень выразительно в лучших примерах. Если рассматривать любое значительное произведение искусства, то оно оказывается выстроенным, от замысла до малой детали, на "противоположениях": смысловых, образных, композиционных, линейных, тональных, цветовых. Но они не хаотичны, не случайны; контрастностью обладает и неумелый детский рисунок. У профессионала все эти контрасты подчинены строгой иерархии, что-то является главным. В "Тайной вечере" главный контраст - между фигурой Христа и фигурами апостолов. Этому "основному противоположению" подчинены все остальные контрасты, "работают" на него. Какой бы хаос в картине ни изображался, как произведение она должна обладать нерасторжимым единством; в ней "ничего не сдвинешь, не разрушив целое". Поэтому Кандинский и писал: "гармония покоится". Художник приводит все противоборствующие, друг друга оттеняющие и подчеркивающие элементы в гармоническую целостность, которая и дает зрителю наслаждение. Гармония настоящего искусства не наскучивает, не иссякает, в отличие от эпатажности или красивости поделок-"однодневок".

    Я написала очень общО; у каждого стиля своя излюбленная система образных и формальных контрастов, да и у каждого художника - своя.

    По поводу Малевича и его "Черного квадрата" я уже писала здесь: http://top4top.ru/bikov/posts/5364 (комментарии от 16 и 17 ноября)

    Теперь о том случае "внеэстетической оценки", о котором вы писали.

    Ничего удивительного. Громкое имя не только на дилетантов действует суггестивно. Потом-то заметят, всмотревшись, что и рисунок ноги не очень-то типичен, да и сочетание синего с оранжевым какое-то сомнительное. А первая реакция - "Ура!", ну просто сущие дети... Кроме совсем уж железобетонных. Знаете, сколько разочарований принесло совершенствование методов атрибуции? В начале 20 века в музеях мира числилось, кажется, 998 произведений Рембрандта, а теперь - 650 или того меньше. Такой вот облом.

    Что касается влияния знаменитого имени на рыночную стоимость произведения, то здесь уместны сравнения с раскрученным брендом и с историческим документом. Скажем, "красные ню" позднего Ренуара по качеству несравнимы с работами времен расцвета его таланта, однако же стоят куда дороже, чем более достойные по художественному качеству работы малоизвестного художника. Потому что это Ренуар, значительное историко-культурное явление, и любая его почеркушка так же ценна и интересна, как схема устройства отхожего места Летнем домике Петра I.

    написать комментарий

  • Гуля Мансурова спросила 5 January 2010

    Юлия, я Вас для себя "открыла" когда Вы представили на обсуждение иллюстрацию Доре "Синяя Борода"! Меня будто ледяной водой окатили! Так чётко, профессионально и так захватывающе Вы её нам "подали"! А не могли бы Вы показать и рассказать нам еще что-нибудь такое же интересное и неизведанное, пожалуйста?!

    Ответ: 

    Гуля, спасибо. Даже не подозревала, что мой экспериментальный ход кому-то понравился. Наоборот, создалось ощущение, что такая "искусствоведческо-психологическая" форма заметки не вызвала особого энтузиазма участников. У меня есть, конечно, идеи такого плана. Не знаю, получится ли у меня представить ли творчество моих любимых художников как "интересное и неизведанное", но буду пытаться. Хорошо, следующая заметка будет именно такого плана.)))

    1 комментарий

  • Вика ШУХАТ спросила 22 December 2009

    Простите мою темность, что такое "биоритмолог"?

    Ответ: 

    Виктория, я занимаюсь расчетом индивидуальных биоритмов человека. Это дает возможность прогнозировать его самочувствие, интеллектуальный и эмоциональный тонус с выделением опасных либо благоприятных для той или иной деятельности периодов на любой срок. Также я могу определить, на фоне какой биоритмической картины произошло какое-либо событие в прошлом. Кроме того, я могу вычислять биоритмическую совестимость двух людей и давать рекомендации по "безопасности отношений".

    14 комментариев