Искусствовед, арт-критик, директор Санкт-Петербургского музея игрушки.
14 February 2010
ночь нежна спросила
Здравствуйте, Юлия! Хочу спросить у Вас про искусство. Представляю, как пафосно и вместе с тем несуразно это звучит, но тем не менее, раз уж начала.. Отучившись на искусствоведа аж в двух ВУЗ-ах, всё никак не могу принять искусство целиком, беспрекословно, всё ковыряюсь: и то мне - не так, и это - не эдак, и Малевич со своим пресловутым квадратом -халтурщик, и Энди Уорхол - маляр... На всё своё мнение, отчего из первого университета и выгнали. Сказали и во втором ( правда, диплом потом дали), что не моё это - судить об искусстве, слишком много субъективного вкладываю, что если мне не нравится Джотто и Кандинский, так значит, что в искусстве я ничего не смыслю. А вдруг это - так? Как Вы поняли, что разбираетесь, что это - Ваше?
Заранее извиняюсь за длинный и неуклюжий вопросище, Но ответ получить важно. Спасибо.
Ответ:
Здравствуйте, Нежная Ночь!))
Принять искусство целиком, то есть наслаждаться без оговорок абсолютно всеми произведениями подлинного искусства (супрематизм Малевича), да к тому же еще и многочисленными мистификациями (Энди Уорхол, в частности) не может, наверное, никто. У искусствоведа "поле восприимчивости", то есть способность понимать и принимать произведения самых разных эпох и стилей, гораздо выше, чем у "неспециальных" людей. Однако не бесконечно.
Вы пишете очень странные вещи о тех ВУЗах, в которых учились. На искусствоведческом факультете не могут требовать симпатии к тому или иному художнику. Требовать могут только знания его творчества, обусловленности его индивидуального стиля и понимания его вклада в ход мирового искусства. В чем состояло новаторство и значительность того же Кандинского, например. Обычно понимание художника, а затем и удовольствие от его творчества, восхищение той или иной работой возникают в ходе изучения его личного изобразительного "языка", вживания в духовную атмосферу его страны и времени. Профессор искусствоведения, преподающий, скажем, историю искусства Древнего Востока, должен "жить" в тех эпохах, понимать и шумера, и египтянина, уметь говорить "от их лица", видеть мироздание их глазами и уметь заражать студентов "древнеегипетским восторгом". Студент может упорно "не заражаться" своеобразным строгим благородством надгробных статуй, дворцов, росписей, пирамид, но он обязан узнать достаточно об этих вещах, чтобы хорошо сдать экзамен.
Из вашего вопроса напрашивается вывод, что на экзаменах вас не спрашивали о конкретных фактах, а обязывали закатывать глаза и восторженно подвывать. А вы отказывались, и вас обвиняли в непонимании божественного совершенства. У нас было все иначе. Изъявление всяческих восторгов вызывало подозрение в незнании предмета и пресекалось вопросом: "К какому периоду относятся предметы из гробницы Шуб-Ад?!!!" (например).
То же самое - о Малевиче. Человек, который досконально изучил творчество Казимира Малевича, может, и не полюбит его, но уж никак не назовет Малевича "халтурщиком". По крайней мере, сумеет оценить меру чуткости к духовным требованиям эпохи, смелость и высокое мастерство человека, создавшего новое направление в искусстве, которое остается плодотворным по сей день.
Мне Ренуар не по душе, кажется слащавым (это субъективная сторона суждения), но я не могу не признавать его высочайшее живописное мастерство (оставим вне этой оценки поздний период "красных ню"), которое является таковым объективно. И что, если бы я после обстоятельного ответа на экзаменационный вопрос задушевно призналась, что Огюст - "не мой" художник, что мне по мироощущению ближе Эдгар Дега, меня выперли бы из вашего ВУЗа? Серьезно?))
Отвечаю на вторую часть вопроса. Я поняла, что искусствоведение - это "мое", когда испытала восторг от внезапного "прорыва", от "вдруг"-понимания того, что мне не нравилось прежде. Помнится, это была "Белая медведица" Пиросмани. Был человек, который "открыл" для меня эту картину одной фразой. Я подумала тогда, что, если сама когда-нибудь сделаю такой подарок кому-то, пусть даже хоть одному человеку, моя жизнь пройдет не впустую.
6 комментариев
Спасибо за ответ, Юлия! Здравствуйте.
Спешу со всех ног покаяться насчёт Малевича с Кандинским, даже не то имела в виду, задавая вопрос, а теперь вот перечитала и..о ужас!..так и напечатала-"халтурщик".. нет, не таков он, просто я его не понимаю.
Возможно надо до него МНЕ дорости. Доросла же до Шагала. В 16 искренне полагала, что пятилетний бы также справился...а потом уже в Ницце в музее Шагала замерла перед витражами...на секундочку. На 4 часа.
Мои университеты тяжко дались, совпав… читать полностью
Юлия, а меня больше интересует вопрос т.н. "искусствоведческой экспертизы" при рассмотрении дел разномастными "правохоронителями".
Зачастую судьба человека в немалой степени зависит от результатов такой "экспертизы".
Мне кажется, эта экспертиза заведомо субъективна.
Каким критериям, к примеру, должен отвечать эротический фильм (фото, живопись, литература), дабы отличить его от порнографии?
Почитамши "нормативной" литературы на эту тематику, падал под стол от смеха...
Правда, это было давненько.
Точно не помню формулировки, но что-то вот такое:"Длительность(!) и подробность(!) в демонстрации гениталий... в процентах(!!!!) к общему времени показа кинофильма"...
А как сейчас?
@ночь нежна, восприятие работы в подлиннике способно резко изменить отношение к художнику. Те, кто видел "Квадрат" Малевича, говорят о том, что он завораживает, причем "неизвестно почему". На самом деле, известно: в композиции есть тончайшие "сдвижки". Это не совсем квадрат, и расположен он не на ровно-белом поле, и это создает ощущение странной "жизни" неживого, тревожит глаз неосознаваемой неправильностью построения. А на репродукциях (они ведь уменьшены и не вполне точны по цветопередаче… читать полностью
Юлия, насчёт того, что всё надо видеть вживую-это точно, особенно это касается масляной живописи.. но вот Квадрат не сработал на меня и в оригинале, ни один из них. Все уже устали спорить по этому поводу, да и, наверное, это бессмсленно.
Также я доказываю своим знакомым, что на средиземноморье воздух прозрачнее и напоен особым всюдупроникающим солнечным светом, потому и живопись там отражает совсем иные оттенки и тона, чем у нас..даже в самый солнечный мартовский день в средней полосе не сыщешь такого безумия солнца, потому и мрамор, и витражи, и фрески, вырванные из Греции, Лазурного берега Франции, Италии, Кипра не смотрятся ...или выглядят как-то "не так"..
@ночь нежна, у Малевича есть вещи поинтереснее этого несчастного квадрата, если говорить о чисто художественной стороне дела. Но для меня он слишком строгий, радикальный, очень уж "мужчина", бескомпромиссный, хоть и великолепный... Из абстракционистов даже Мондриан ближе, а Клее - вообще завораживает. Хотя свой, русский, вроде бы роднее должен быть))).
...Ну да, недаром же в свое время художники всенепременно ездили в Италию, а не довольствовались созерцанием гравюр и копий, хоть они были и посовершеннее нынешних офсетных репродукций, я полагаю. Тогда это понимали. Сейчас же - всеобщая иллюзия доступности искусства, очень вредная.
А я в Италии вообще не была!((( По идее, нас должны были туда от Академии Художеств везти, но... фиг. Начало 90-х, какая там Италия... В столовой, помню, блинчики с картошкой дешевые придумали, и то слава Богу.
Юлия, в академку к подруге забегала, да и на выставку- пластиковые стаканчики вперемешку с раритетной гранёнкой, наполненные чаем с чаинками и почти съедобные картофельные пирожки -в силе.
А по картине Пауля Клее( Ancient Sound, Abstract on Black.) я набирала себе палитру, сходя с ума от сочетаний оттенков, от ритма и от того, что холст-таки действительно ды-шит.. )))
Но Кандинского с Малевичем обхожу стороной, опасливо наблюдая краем глаза...ох, сложно мне с ними, хоть и соотечественники вроде.)
И про Италию надо говорить не "вообще не была", а "ЕЩЁ не была".. навестите как-нибудь - Вам понравится.. я скромно пробыла там 2 дня, да и то-бегом, но память многое сфотографировала, а сердце - сохранило.)
И то слава Богу.
Очень приятно было пообщаться, спасибо.
Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно войти или зарегистрироваться.