Заслуженный учитель России, режиссёр, директор школы «Класс-центр».
31 пользователь задал 33 вопроса и получили 5 ответов.
Дмитрий Федотов спросил 10 July 2009
Здравствуйте, Сергей! Сергей Миров выставил такой вопрос в обсуждение.
Вот ссылка: http://top4top.ru/users/013007608f/questions
Скажите пожалуйста, Вы против этого? У Вас нет желания обсуждать этот вопрос?Почему?
Заранее спасибо ;-)
Ответ:
Дима, ссылка неверная и все путаются!
Марина Дементьева спросила 7 May 2009
Сергей Зиновьевич, расскажите, пожалуйста, как Вы относитесь к комплексному образованию - когда, изучая направление в искусстве, школьники не только читают написанные в его рамках тексты, но и смотрят фильмы о нем, ходят на тематические выставки и т.д.? Можно ли синхронизировать программы курсов литературы, истории, мировой художественной культуры так, чтобы они давали целостное представление о той или иной эпохе?
Ответ:
ответ приложен
http://top4top.ru/kazarnovski/posts/4880
Dmitry спросил 4 May 2009
Здравствуйте! Недавно, почитав один журнал, услышал там интересную вещь, то в нынешнее время ученики должны не учить, то что им преподают, а по большей части анализировать информацию. Связано это высказыванием с популярностью инетернета, где ученик, почитав, скажем, Википедию, сможет найти необходимую информацию почти в любом месте где бы он ни находился. Также, ограмная куча рефератов и докладов. Из этой массы не всегда полезной информации ученик должен выкроить необходимое. Как Вы относитесь к этому? И вообще, как Вы относитесь к роли интернета в современном образовании?
Спасибо
Ответ:
ответ приложен в заметках
http://top4top.ru/kazarnovski/posts/4877
Дмитрий Миропольский спросил 4 May 2009
Здравствуйте, Сергей Зиновьевич!
Невозможно не воспользоваться случаем и не задать несколько вопросов о школе.
Видите ли вы способы изменить нынешнюю систему школьного образования с тем, чтобы она действительно превратилась в систему и начала давать образование?
Возможно ли свести разрозненные школьные предметы в единое, логически выстроенное информационное пространство, в котором удобно и понятно могли бы существовать школьники?
Как превратить учёбу из тяжёлой обузы, из практики подстраивания под требования учителя - в обучение, в действительно овладение знаниями?
Как научить школьников не тяготиться школой, а с интересом и удовольствием учиться?
Очень хорошо, что вы здесь появились: очередной учебный год заканчивается, и в предвкушении следующего я как раз собирался затеять несколько дискуссий на перечисленные темы. Теперь есть, на чьи плечи взвалить этот груз :-)
Заранее признателен.
Ответ:
Во-первых, именно этим я занимаюсь почти тридцать лет. Кто-то сказал, что школа и тюрьма вещи сходные. И там, и там надо отбыть срок. Я пытаюсь разрушить этот стереотип. Мы придумываем различные программы, мы пытаемся придумывать самые разные технологии и т. д. Но, первое, с чего нужно начинать, чтобы дети и педагоги тоже хотели в неё ходить. А это начинается с самых простых вещей. И мне, как кажется, удалось сделать так, что атмосфера образования стала таким же элементом содержания образования, как и всё остальное. Я сделал только одну вещь, по большому счету. Я взял атмосферу художественного действа, где во главе стоят какие-то нравственные ориентиры. Нравственное – это очень просто. Это - стыдно или не стыдно. Стыдно говорить неправду – или не стыдно? Стыдно заставлять убирать территорию только потому, что сейчас кто-то должен приехать? Или делать какие-то задания, которые по сути ничего не дают, а необходимы только для того, чтобы где-то отчитаться и т.д.
Главный принцип образования, которое я пытаюсь делать, заключается в следующем: если сегодня Вы захотели узнать какая погода, Вы бы включили радио, и Вам бы сказали: «Температура воздуха такая-то, давление столько-то миллиметров ртутного столба, направление ветра, влажность и т.д». И слушая эти показатели, Вы с одинаковым успехом могли бы сказать, что погода хорошая или погода плохая. И только посмотрев в окно, увидев небо, открыв окно и услышав звуки капели, пение птиц, шум ветра и почувствовав запах первого снега либо последождевой запах, Вы смогли бы сказать, какая действительно погода на улице. Человек устроен так, что погоду определяет совсем по-другому. Этот пример показывает, что связь с миром у нас осуществляется не только через образование, не только через знания, но и благодаря возможности эмоционально воспринимать мир. А всё, что связано с нашим эмоциональным образованием, переведено в так называемое дополнительное образование. Что по-русски называется «необязательное образование». Нам от природы дано воспринимать мир многоцветным и многозвучным, но мы по какой-то причине развитием этих качеств не занимаемся. Последние тридцать лет я занимаюсь таким образованием, которое на паритетных началах включает всё, что изучает закономерности природы, истории. Равно как и всё, что связано с эмоциональной восприимчивостью человека. И вот такое гармоническое сочетание, такое гармоническое образование, оно и позволяет детям чувствовать себя гораздо комфортнее. Потому что это образование учитывает их эмоциональность, всё, что дано им от природы. Отсюда и отношения со школой складываются по-другому, отношения с образованием складываются по-другому. Причём, в том образовании, о котором я говорю, нет ничего необычного. Обычное классическое образование всегда учитывало природу человека. Больше того, об очень многих вещах вообще говорить трудно, если рецепторы, нервные окончания у человека не размассированны. Когда мы говорим человеку, вышедшему из машины и у всех на виду справляющему нужду: «Мил человек, как тебе не стыдно?», а ему не стыдно! Потому что это чувство должно быть развито! И надо помочь этому чувству развиваться. В древнегреческой школе каждый мальчик должен был уметь играть на кифаре. Что такое кифара? Кто её видел когда-нибудь? Какой-то струнный инструмент. Звуков её мы точно не слышали. Но история этот факт до нас донесла! Потому что он очень важный, а именно: каждый мальчик в Древней Греции – это будущий воин. Ему выдавали оружие. А оружие такая штука – оно изначально было придумано для защиты земли, интересов, семьи. Но, грань между тем, когда это оружие находится в руках солдата, и когда это оружие оказывается в руках бандита, и он его использует для насилия, грабежа и т.д. – она (грань) очень размыта, она очень зыбкая. Её нельзя прописать ни в каких уставах! Её можно только почувствовать. И этому всему человека надо научить. Как это правильно чувствовать. Слова о чести, долге, они все связаны с эмоциональной развитостью человека. Не зря же, когда мы говорим: «Русский офицер», мы знаем, как он воспитывался.
Поэтому слоган нашей школы: «Не только знать, но и чувствовать!». Вот это и должно стать составляющей системы образования. Только что одна моя ученица, окончившая школу, поступила в Уорвик, это довольно известный английский университет. Она рассказывала, как за окном на улице студенты самостоятельно занимаются актёрским мастерством. Это тоже является частью обучения на экономическом факультете, куда она поступила.
И я не теоретизирую. Я это делаю. У нас в школе, на входе стоит такая смешная полосатая будка. Название «Класс-Центр» выполнено в форме часов. Буквы исчезают в 8-30 утра, а к 9-00 они опять выстраиваются в название школы. И когда человек идёт в школу, он видит, сколько букв осталось, он опаздывает или нет. Или огромный торт на стене при входе, на котором написано: «С Днём Рождения!», и каждое утром на нём появляются новые фамилии. А завернув за угол, в коридоре висят листы с фамилиями именинников, и любой желающий может написать поздравление, пожелание и т.д. и т.д. Игра начинается с первого шага. Мне интересно наблюдать, какой отклик это находит в душах детей. Вот, например, в прошлом году в День Учителя, мы подошли к школе и заметили, что нет детей, а это подозрительно. Заходим в школу, опять никого нет, только висят надписи: «Дорогие Учителя, пожалуйста, пройдите по стрелке». Все пошли по стрелке. И таким образом все оказались в огромном актовом зале. Нам всем предложили сесть на стулья перед сценой. Вышел человек и сказал: «Дорогие учителя, мы хотели сделать вам запоминающийся подарок. И сделали. Это минута тишины!». И вот мы просидели минуту в тишине, но какой гогот потом начался! И если это происходит, если отклик мы получаем, значит, мы работаем не зря!
При этом наши выпускники поступают в престижные ВУЗы. Это и МГУ, и МГИМО, и Тимирязевская академия, и Гнесинка, и Мерзляковка. В этом году девочка поступила в Уорвик. Я считаю, что задача школы, помочь разобраться ребёнку в себе. Помочь ему вытянуть изнутри то, к чему он тяготеет. Самок главное, дать человеку возможность обрести чувство собственного достоинства. Допустим, ребёнок не очень хорошо знает математику. Это не страшно! Главное, чтобы он вышел из школы без чувства ненависти к математики. Школа должна научить получать удовольствие от процесса обучения.
Сергей Миров спросил 4 May 2009
Господин Учитель, а назовите пожалуйста своих самых известных выпускников!
Или это непедагогично?
Ответ:
Кирилл Пирогов - актёр театра Мастерской Фоменко, Олег Тополянский - режиссёр, педагог школы-студии МХАТ, Наташа Головина - выпускница Башмета, Олег Долин - актёр театра и кино, Виктор Добронравов - актёр кино и театра Вахтангова, Миша Шкловский – актёр РАМТа, Дмитрий Хинкис – один из главных менеджеров Дома Музыки.