Сергей Зиновьевич Казарновский
Сергей Зиновьевич Казарновский

Заслуженный учитель России, режиссёр, директор школы «Класс-центр».

Как еще можно читать

  • Подписаться в Livejournal
  • Подписаться в Liveinternet
  • Читать в Яндекс.Ленте
  • Читать в Google Reader
  • Подписаться на RSS

12 October 2009

Дмитрий Миропольский спросил

Здравствуйте, Сергей Зиновьевич!
Невозможно не воспользоваться случаем и не задать несколько вопросов о школе.
Видите ли вы способы изменить нынешнюю систему школьного образования с тем, чтобы она действительно превратилась в систему и начала давать образование?
Возможно ли свести разрозненные школьные предметы в единое, логически выстроенное информационное пространство, в котором удобно и понятно могли бы существовать школьники?
Как превратить учёбу из тяжёлой обузы, из практики подстраивания под требования учителя - в обучение, в действительно овладение знаниями?
Как научить школьников не тяготиться школой, а с интересом и удовольствием учиться?
Очень хорошо, что вы здесь появились: очередной учебный год заканчивается, и в предвкушении следующего я как раз собирался затеять несколько дискуссий на перечисленные темы. Теперь есть, на чьи плечи взвалить этот груз :-)
Заранее признателен.

1 присоединился к вопросу:

Ответ: 

Во-первых, именно этим я занимаюсь почти тридцать лет. Кто-то сказал, что школа и тюрьма вещи сходные. И там, и там надо отбыть срок. Я пытаюсь разрушить этот стереотип. Мы придумываем различные программы, мы пытаемся придумывать самые разные технологии и т. д. Но, первое, с чего нужно начинать, чтобы дети и педагоги тоже хотели в неё ходить. А это начинается с самых простых вещей. И мне, как кажется, удалось сделать так, что атмосфера образования стала таким же элементом содержания образования, как и всё остальное. Я сделал только одну вещь, по большому счету. Я взял атмосферу художественного действа, где во главе стоят какие-то нравственные ориентиры. Нравственное – это очень просто. Это - стыдно или не стыдно. Стыдно говорить неправду – или не стыдно? Стыдно заставлять убирать территорию только потому, что сейчас кто-то должен приехать? Или делать какие-то задания, которые по сути ничего не дают, а необходимы только для того, чтобы где-то отчитаться и т.д.
Главный принцип образования, которое я пытаюсь делать, заключается в следующем: если сегодня Вы захотели узнать какая погода, Вы бы включили радио, и Вам бы сказали: «Температура воздуха такая-то, давление столько-то миллиметров ртутного столба, направление ветра, влажность и т.д». И слушая эти показатели, Вы с одинаковым успехом могли бы сказать, что погода хорошая или погода плохая. И только посмотрев в окно, увидев небо, открыв окно и услышав звуки капели, пение птиц, шум ветра и почувствовав запах первого снега либо последождевой запах, Вы смогли бы сказать, какая действительно погода на улице. Человек устроен так, что погоду определяет совсем по-другому. Этот пример показывает, что связь с миром у нас осуществляется не только через образование, не только через знания, но и благодаря возможности эмоционально воспринимать мир. А всё, что связано с нашим эмоциональным образованием, переведено в так называемое дополнительное образование. Что по-русски называется «необязательное образование». Нам от природы дано воспринимать мир многоцветным и многозвучным, но мы по какой-то причине развитием этих качеств не занимаемся. Последние тридцать лет я занимаюсь таким образованием, которое на паритетных началах включает всё, что изучает закономерности природы, истории. Равно как и всё, что связано с эмоциональной восприимчивостью человека. И вот такое гармоническое сочетание, такое гармоническое образование, оно и позволяет детям чувствовать себя гораздо комфортнее. Потому что это образование учитывает их эмоциональность, всё, что дано им от природы. Отсюда и отношения со школой складываются по-другому, отношения с образованием складываются по-другому. Причём, в том образовании, о котором я говорю, нет ничего необычного. Обычное классическое образование всегда учитывало природу человека. Больше того, об очень многих вещах вообще говорить трудно, если рецепторы, нервные окончания у человека не размассированны. Когда мы говорим человеку, вышедшему из машины и у всех на виду справляющему нужду: «Мил человек, как тебе не стыдно?», а ему не стыдно! Потому что это чувство должно быть развито! И надо помочь этому чувству развиваться. В древнегреческой школе каждый мальчик должен был уметь играть на кифаре. Что такое кифара? Кто её видел когда-нибудь? Какой-то струнный инструмент. Звуков её мы точно не слышали. Но история этот факт до нас донесла! Потому что он очень важный, а именно: каждый мальчик в Древней Греции – это будущий воин. Ему выдавали оружие. А оружие такая штука – оно изначально было придумано для защиты земли, интересов, семьи. Но, грань между тем, когда это оружие находится в руках солдата, и когда это оружие оказывается в руках бандита, и он его использует для насилия, грабежа и т.д. – она (грань) очень размыта, она очень зыбкая. Её нельзя прописать ни в каких уставах! Её можно только почувствовать. И этому всему человека надо научить. Как это правильно чувствовать. Слова о чести, долге, они все связаны с эмоциональной развитостью человека. Не зря же, когда мы говорим: «Русский офицер», мы знаем, как он воспитывался.
Поэтому слоган нашей школы: «Не только знать, но и чувствовать!». Вот это и должно стать составляющей системы образования. Только что одна моя ученица, окончившая школу, поступила в Уорвик, это довольно известный английский университет. Она рассказывала, как за окном на улице студенты самостоятельно занимаются актёрским мастерством. Это тоже является частью обучения на экономическом факультете, куда она поступила.
И я не теоретизирую. Я это делаю. У нас в школе, на входе стоит такая смешная полосатая будка. Название «Класс-Центр» выполнено в форме часов. Буквы исчезают в 8-30 утра, а к 9-00 они опять выстраиваются в название школы. И когда человек идёт в школу, он видит, сколько букв осталось, он опаздывает или нет. Или огромный торт на стене при входе, на котором написано: «С Днём Рождения!», и каждое утром на нём появляются новые фамилии. А завернув за угол, в коридоре висят листы с фамилиями именинников, и любой желающий может написать поздравление, пожелание и т.д. и т.д. Игра начинается с первого шага. Мне интересно наблюдать, какой отклик это находит в душах детей. Вот, например, в прошлом году в День Учителя, мы подошли к школе и заметили, что нет детей, а это подозрительно. Заходим в школу, опять никого нет, только висят надписи: «Дорогие Учителя, пожалуйста, пройдите по стрелке». Все пошли по стрелке. И таким образом все оказались в огромном актовом зале. Нам всем предложили сесть на стулья перед сценой. Вышел человек и сказал: «Дорогие учителя, мы хотели сделать вам запоминающийся подарок. И сделали. Это минута тишины!». И вот мы просидели минуту в тишине, но какой гогот потом начался! И если это происходит, если отклик мы получаем, значит, мы работаем не зря!
При этом наши выпускники поступают в престижные ВУЗы. Это и МГУ, и МГИМО, и Тимирязевская академия, и Гнесинка, и Мерзляковка. В этом году девочка поступила в Уорвик. Я считаю, что задача школы, помочь разобраться ребёнку в себе. Помочь ему вытянуть изнутри то, к чему он тяготеет. Самок главное, дать человеку возможность обрести чувство собственного достоинства. Допустим, ребёнок не очень хорошо знает математику. Это не страшно! Главное, чтобы он вышел из школы без чувства ненависти к математики. Школа должна научить получать удовольствие от процесса обучения.

2 комментария

  • Дмитрий Миропольский
    Дмитрий Миропольский 12 October 2009

    Школа должна - это точно :-)
    Только вопросы мои были несколько о другом.
    КАК?
    КАК заставить школу делать то, что она должна? Не одну отдельно взятую - например, вашу, - а школу как гигантскую косную государственную структуру, действительно очень схожую с тюрьмой...
    КАК ученикам (их родителям) потребовать от школы выполнения описанных вами обязанностей, чтобы она не могла отвертеться? И как при этом не нанести себе ущерба, вызвав ньютоновское противодействие...
    КАК вы лично и ваши коллеги добиваетесь того, о чём рассказываете? Результаты, без сомнения, интересны, но методики-то куда интереснее...
    Спасибо.

  • СергейИванович Британ
    СергейИванович Британ 3 October 2010

    Кроме школы должно министерство образования печатать нормальные учебники,написанные нормальным русским языком-это залог нормальногоусвоения материала !
    Объясню на собственном опыте: до восьмого класса не любил ни физику ,ни математику,ни химию ! Любовь и понимание предмета,глубокое его корневое понятие пришло с появлением в руках учебника физики под редакцией Дмития Андреевича Сахарова-отца Андрея Сахарова! Вот где нормальным русским языком описана физика элементарных частиц,термоядерная… читать полностью

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно войти Facebook_16 Vkontakte_16 или зарегистрироваться.