Никита Петров
Никита Петров

С 1975 самостоятельно изучал историю репрессивных органов от ВЧК до КГБ. С декабря 1988 участвовал в научных семинарах общества «Мемориал». С июня 1990 заместитель председателя Совета Научно-информационного и просветительского центра «Мемориал». После августа 1991 – эксперт Комиссии Верховного Совета РФ по приему-передаче архивов КПСС и КГБ на государственное хранение. В 1992 – эксперт Конституционного Суда в процессе разбирательства «Дела КПСС». Автор 11 книг и более 80 научных статей.
Защитил докторскую диссертацию 10 июня 2008 в Амстердамском ун-те по теме «Сталин и органы МГБ в советизации стран Центральной и Восточной Европы. 1945–1953 гг.».

Как еще можно читать

22 January 2011

Михаил спросил

Уважаемый Никита Васильевич!
Надеюсь, у Вас все хорошо и в научной и личной жизни.

Знаю, Вы в свое время очень детально исследовали одиозную Польскую операцию НКВД, Вашими материалами я активно пользовался для своего собственного исследования по вопросу.
Также сам пытался искать материалы в нашем Псковском УФСБ, но ксерить там ничего не дают.

Не хочу придавать черезмерной значимости своим последним опусам и системе аргументации, но, судя по активнейшим дискуссиям по польским шпионам, сталинисты так и не смогли внятно контр-аргументировать. Да и сложно конструктивно опровергнуть утверждение о том, что Польша физически не могла поддерживать сеть в 100 тысяч с лишнем шпионов.

Объясню свою методику:Я пытался действовать по простому, принятому в исторической науке методу верификации- сопоставить информацию из альтернативных , максимально удаленных друг от друга источников.

В СССР даже по неполным данным Мозохина в 1937-1938гг за шпионаж в пользу Польши осуждено 101 человек.
Это поразительно. Я взялся определить РЕАЛЬНЫЙ ресурс польской внешней разведки по польским же архивам.

А именно по Центральный Военный Архив, располагается по адресу Centralne Archiwum Wojskowe
00-910 Warszawa 72

И представьте мое удивление, когда я узнал там, что штат разведчиков в пик могущества польской "двуйки",- 200 офицеров.+500 гражданских+сеть где-то в тысячу резидентов по всем странам мира.
Получается, что в реальности польских шпионов было на два порядка меньше. Следовательно, нужно установить причину почему их было настолько много "по версии" ГУГБ НКВД, как следствие,
поднимаются архивы местных УФСБ, выявляется массовая и беспрецедентная для российской истории фальсификация уголовных дел в рамках борьбы с ПОВ.
ЧТД.

http://corporatelie.livejournal.com/15053.html очень бы хотелось узнать Ваше мнение и замечания по работе по ссылке. Если, конечно, будет время.
Получается поразительный вывод: ни одна госбезопасность цивилизованной страны в двадцатом веке не ловила за два года 100 тысяч шпионов страны с ресурсом Польши в мирном году. В течение 1937-1938 гг. за шпионаж в пользу Польши было осуждено 139 815 чел., из которых 111 071 приговорены к расстрелу. численность реальных шпионов порядка 1 (одной) тысячи, возможно чуть больше. Итого- разница на 2 (два) порядка. . Это очевидная аномалия и катастрофический уровень фабрикации дел. Доказанный.

Очень сильный аргумент, и это не пустая гипербола. Т.е в тупое отрицалово впадают только самые ангажированные, те, кто более или менее адекватен, соглашаются- массовая фальсификация была. А теперь внимание,- ведь это разбивает все эти бесконечные рулады о заслуженности расстрелов и репрессий. Причем наголову.

Считаю, что именно Польскую операцию необходимо дальше копать и привлекать к ней как можно больше внимания, именно она наиболее рельефно показывает весь маразм и несимметричность массовых операций, а также доказывает на конкретных очевидных примерах массовую фальсифкацию у/д.

Те несчастные расстрелянные "шпионы" просто уничтожают возможность сталинистов хоть как-то контр-аргументировать, это даже не Катынь, это куда более очевидное преступление беспрецедентного характера, причем даже самые вменяемые из "объективных" это стали потихонечку признавать. Это ОЧЕНЬ важно, на мой субъективный взгляд, ибо возразить им вообще нечем. Причем, по Польской операции получилась не какая-то публицистика, а именно система аргументов, основанная на архивах.

Чем больше материалов по Польской операции нам удастся поднять из архивов и распространить в интернете, тем убедительнее будет аргументация. Поэтому буду ну архипризнателен, если Вы сможете как-то посодействовать мне в получении сканов дел по конкретным "польским шпионам". Эти несчастные исковерканные судьбы на самом деле помогут в противодействию лжи и апологии преступлений.

Ответ: 

Уважаемый Михаил! Спасибо, посмотрел по ссылке Вашу статью - конечно так. И эти соображения верны и в отношении всех остальных т.н. "национальных операций" НКВД 1937-38 гг. Если взять все ту же статистику, опубликованную О.Мозохиным, то увидим в 1938 г. и 1065 арестованных за шпионаж в пользу Болгарии, 2171 - Греции, 3789 - Румынии, 5401 - Эстонии, 27432 - Латвии и т.п. Понятно, что в рамках этих операций репрессии обрушились на совершенно невиновных и совершенно непричастных ни к какому шпионажу граждан. Аресты обуславливались формальными признаками (принадлежность к тотй или иной нации, связь с заграницей и т.п.). Уровень доказательности по делу самый примитивный - признание арестованного. Отсюда и массовые фальсификации базирующиеся на массовом применении избиений и пыток. Внесудебная процедура вынесения решений по этим делам (комиссией НКВД и Прокурора, а с 15 сент. 1938 особыми тройками) позволяла скрыть фальсификацию. Кстати, интересно проверить, есть ли приведенные в списке руководителей польских резидентур фамилии в расстрельных списках. Это тоже может стать важным аргументом в споре об эффективности работы НКВД в деле борьбы со шпионажем.
Что касается архивных документов, то тут ситуация до сих пор плачевная. ФСБ стоит на позиции демонстративного нарушения законов РФ об архивном деле и государственной тайне. Не выполняются обязательные требования о рассекречивании документов после 30-летнего срока хранения (требования ст. 13 Закона о гостайне), исследователям не выдается научно-справочный аппарат (описи). Совершенно невозможно получить архивно-следственные дела. А нет нужды говорить, что без архивных материалов бывшего НКВД детальное изучение истории "национальных операций" невозможно. Сейчас я как-раз и занят судебными тяжбами с ФСБ на предмет доступа к материалам архива.
Что касается решений уровня Политбюро, регламентировавших "национальные операции" 1937-38 гг. - они доступны в РГАСПИ и Вы их можете в архиве получить, заказав копии. В основном это решения об утверждении соответствующих приказов НКВД, решения о начале новых операций и продлении сроков проведения текущих.
Желаю Вам удачи в дальнейшем углублении и изучении этой темы.

Комментариев нет

    Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно войти Facebook_16 Vkontakte_16 или зарегистрироваться.