Никита Петров
Никита Петров

С 1975 самостоятельно изучал историю репрессивных органов от ВЧК до КГБ. С декабря 1988 участвовал в научных семинарах общества «Мемориал». С июня 1990 заместитель председателя Совета Научно-информационного и просветительского центра «Мемориал». После августа 1991 – эксперт Комиссии Верховного Совета РФ по приему-передаче архивов КПСС и КГБ на государственное хранение. В 1992 – эксперт Конституционного Суда в процессе разбирательства «Дела КПСС». Автор 11 книг и более 80 научных статей.
Защитил докторскую диссертацию 10 июня 2008 в Амстердамском ун-те по теме «Сталин и органы МГБ в советизации стран Центральной и Восточной Европы. 1945–1953 гг.».

Как еще можно читать

12 April 2014

Иван спросил

Никита Васильевич, некий Тимур, задававший Вам вопросы, полемизирует с Мемориалом и с Вами лично: http://istmat.info/node/26512. Из его статьи следует, что термин "особый порядок" использовался в документах применительно к осуждению Комиссией НКВД и прокурора СССР (национальные операции). И что без суда никого, в том числе чекистов, не расстреливали. Вопрос, как я понимаю, в следующем: были ли лица, вносимые в "Список" на подпись членам Политбюро, расстреляны по приговору Ульриха-Фриновского-Вышинского (как упоминавшиеся Вами дмитлаговские чекисты) или же без суда? Что написано в следственном деле того же Рудя? Если там в качестве приговора - действительно ссылка на "Список", то тема закрыта.
Кстати, как Вам утверждение «тезис о собственноручных его [Сталина] указаниях сфабриковать тот или иной "заговор" не подтвердился ни на йоту»?

Ответ: 

Уважаемый Иван! Да, в следственных делах Рудя, Роллера, Прокофьва Г.Е., Артузова, Пузицкого и многих многих других видных чекистов действительно вместо приговора или какого-либо внесудебного решения есть только справка о расстреле со ссылкой на том и лист сталинских списков (ныне они на хранении в РГАСПИ). Всего в Москве в особом порядке (то есть только на основании утвержденных Сталиным и его ближайшим окружением списков и без рассмотрения в ВКВС) было расстреляно 250 чел. Еще такие расстрелы в "особом порядке" были и на периферии (УССР, ДВК, Горьк. обл.) - и тоже по сталинским спискам.
Тогда как протоколы Комиссии НКВД, Прокурора и ВКВС, которые я просматривал, относятся к Дмитлаговцам, и вышеперечисленных высокопоставленных чекистов в них нет. Более того, эти "заговорщики из Дмитлага" по сталинским расстрельным спискам не проходили, их расстрел был локальной акцией и санкционировался вышеупомянутой комиссией, специально для того и созданной.
Комиссия НКВД и Прокурора СССР, рассматривавшая альбомы по т.н. "национальным операциям" это вовсе не "особый порядок". Да, на местах работники иногда так писали. Но зачем генерализовать местное понимание порядка вещей. Автор статьи Тимур Глинский старается не замечать то, что ему не выгодно. В приказе НКВД № 00706 от 04.06.40 о порядке ответа на запросы об осужденных, "особый порядок" указан как способ осуждения только в 1-м пункте, где речь идет о расстрелянных и его нет во 2-м пункте, где речь идет об осужденных к срокам. Тогда как Комиссия НКВД и Прокурора по "национальным операциям" выносила не только расстрельные приговоры, а еще и приговаривала к срокам. То есть, "особый порядок" - это только расстрел.
То, что в изданных "Мемориалом" расстрельных списках "Коммунарка" для ряда высокопоставленных чекистов указана формулировка "комиссия НКВД и Прокурора...", в качестве осудившего органа, объясняется тем, что там были оставлены данные, официально предоставленные из ЦА ФСБ и ГИЦ МВД. А на самом деле это не так. В изданных позже расстрельных списках "Донское" это было исправлено.
Кстати, меня удивила фраза Тимура Глинского, будто тезис о том, что Сталин сам давал указания НКВД сфабриковать тот или иной заговор "не подтвердился ни на йоту". Как будто он не в курсе, что после убийства Кирова Сталин дал указание НКВД искать виновных среди зиновьевцев. А может быть Глинский до сих пор полагает, что Киров был убит "троцкистско-зиновьевской бандой"?
.

10 комментариев

  • Иван
    Иван 13 April 2014 (Отредактировано через 1 минуту)

    Никита Васильевич, попутный вопрос по поводу "Комиссии НКВД и прокурора":
    Бывший нач. 3-го отделения УНКВД Московской области Постель показал: «Фабрикация шпионских дел по латышам в отделении Каверзнева стала настолько липаческой, что в альбом стали вноситься как латышские шпионы колхозники, рабочие и доярки. Это было очень замечено на предпоследнем заседании внесудебной инстанции, которая потребовала немедленного вызова этих арестованных на заседание. В течение нескольких часов ждали их приезда, не дождались и даже альбомы не рассматривали. Присутствовавший на заседании бывш. зам. нач. управления Якубович площадно ругал Каверзнева за эти открытия липачества и срыв пропуска остальных не менее красивых дел»
    Речь идет о конце 1938 года? Учитывая, что Ежов с Вышинским подписали альбомы на 200 тыс. человек - что это было, демонстрация "объективности"? Были ли другие подобные примеры?

  • Иван
    Иван 15 April 2014

    Извините, еще в дополнение. Вы, наверно, видели протоколы Комиссии НКВД и прокурора СССР по греческой линии: http://greek-martirolog.ru/f_protocols/f_protocol_000.php. Если эти протоколы составлялись после рассмотрения альбомов, непонятно, почему на большей части протоколов нет подписей и печати? И есть ли сканы? Спасибо.

  • Александров Игорь
    Александров Игорь 20 April 2014

    Удивительное невежество г.Глинского бросается в глаза сразу же. Он не знаком с пометами Сталина на показаниях ряда арестованных, в ч-сти, на показаниях Белобородова А.Г, Александровского М.К., Таля Б.М., конкретными указаниями об избиениях ( касательно корвоенврача Баранова М.И. -пометка БИТЬ БИТЬ,....) ? ИВАН, что касается осуждения В ОСОБОМ ПОРЯДКЕ , то в СТАЛИНСКИХ СПИСКАХ осужденные по этой категории обозначались иногда просто как СПИСОК ЛИЦ, иногда в списках ПОДЛЕЖАЩИХ СУДУ… читать полностью

  • Александров Игорь
    Александров Игорь 20 April 2014

    ИВАН, касательно "антилатышской операции в Москве", упомянутой вами- это скорее всего весна 1938 г., в период руководства УНКВД Мо Заковским Л.М.- наиболее массовые аресты и расстрелы московских латышей, лифляндских немцев, латгальцев, просто уроженцев Лифляндской губ.

  • Никита Петров
    Никита Петров 22 April 2014

    Уважаемый Иван! Да, думаю речь идет не о сентябре 1938 г. Дело в том, что Якубовича в июне 1938 отправили в Дальневосточный край. Относительно вызова обвиняемых - в Москве вполне возможно было так поставить вопрос (заключенные то рядом), а в остальных регионах вряд-ли. А случаев, когда на местах в "альбомы" включали непрофильный контингент - достаточно. Можно вспомнить в этой связи нач. УНКВД по Свердловской обл. Дмитриева.
    Что касается протоколов Комиссии по "греческой операции", то ничего не могу сказать, не видел.

  • Иван
    Иван 12 May 2014

    А Якубович не мог присутствовать в Москве в сентябре 1938? В показаниях Постеля говорится о "предпоследнем заседании" и "бывшем зам. начальнике". Просто любопытно, насколько часто у Ежова с Вышинским при подписании альбомов возникали "вопросы" и в какой период репрессий это происходило.

  • Никита Петров
    Никита Петров 5 June 2014

    Уважаемый Иван! Постель дает показания в 1939, потому и называет Якубовича бывшим зам. начальника. В сентябре 1938 г. как бывший зам. нач. УНКВД он не мог присутствовать при решении служебных вопросов или на оперативных совещаниях в УНКВД по Московской области. Не могу утверждать точно, но скорее всего, он был арестован на Дальнем Востоке и в Москву в сентябре 1938 г. доставлен под конвоем.

  • Иван
    Иван 21 July 2014 (Отредактировано через 2 минуты)

    Никита Васильевич, извините за назойливость, тогда чем объяснить подобный "либерализм" Комиссии? В Вашей с А.Б.Рогинским работе «Польская операция НКВД 1937-1938 гг.» сказано: "Ни Ежов с Вышинским, ни их заместители М.П.Фриновский и Г.К.Рогинский, также иногда подписывавшие альбомы, в них не заглядывали." Мы имеем дело с исключением?

  • Никита Петров
    Никита Петров 7 August 2014

    Уважаемый Иван! Постель в своих показаниях не уточняет, а ведь речь может идти о людях, которые визировали альбомы до их посылки на "двойку" - то есть альбомы, поступавшие с мест предварительно рассматривались в 3 отделе ГУГБ, Там то и могли возникать вопросы. В УНКВД Московской обл. - аналогично - предварительно проверяли и визировали альбомы. Так что, не думаю, что вызов заключенных был именно во время присутствия Г.К.Рогинского или М.П.Фриновского - они были уже окончательной инстанцией (и Ежов с Вышинским), и, действительно, просто подписывали не глядя.

  • Иван
    Иван 9 August 2014

    Благодарю.

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно войти Facebook_16 Vkontakte_16 или зарегистрироваться.