Никита Петров
Никита Петров

С 1975 самостоятельно изучал историю репрессивных органов от ВЧК до КГБ. С декабря 1988 участвовал в научных семинарах общества «Мемориал». С июня 1990 заместитель председателя Совета Научно-информационного и просветительского центра «Мемориал». После августа 1991 – эксперт Комиссии Верховного Совета РФ по приему-передаче архивов КПСС и КГБ на государственное хранение. В 1992 – эксперт Конституционного Суда в процессе разбирательства «Дела КПСС». Автор 11 книг и более 80 научных статей.
Защитил докторскую диссертацию 10 июня 2008 в Амстердамском ун-те по теме «Сталин и органы МГБ в советизации стран Центральной и Восточной Европы. 1945–1953 гг.».

Как еще можно читать

27 November 2012

Котовасий спросил

Уважаемый Никита Васильевич.

Такой вопрос.
В 1956 году при пересмотре дела Вавилова следователь
вызвал на допрос академика Лысенко, однако тот не явился,
мотивируя это тем, что он депутат Верховного Совета.
Вопрос: существовала ли эта законодательная норма в 1956 году?
Вопрос: существовала ли такая защитная норма для депутатов
ВС при Сталине? (Абстрагируемся от факта, что сталинизм - это
прежде всего беззаконие).

Спасибо.

Ответ: 

Уважаемый Котовасий! Хороший вопрос! Но мы не можем абстрагироваться от факта беззаконий времен Сталина. Согласно Конституции 1936 г. (ст. 52) депутат Верховного Совета "не может быть привлечен к судебной ответственности или арестован без согласия Верховного Совета СССР, а в перерывах между сессиями Верховного Совета СССР - без согласия Президиума Верховного Совета СССР". А на практике аресты депутатов в 1938 и позднее шли без предварительного лишения депутатства. Взять хотя-бы аресты начальников УНКВД и наркомов внутренних дел (большинство - депутаты, избранные в декабре 1937) - "брали" по указанию Сталина, не только с депутатским мандатом, но и с партбилетом в кармане. В 1953 еще продолжалась эта практика. Депутатов Верховного Совета СССР 3 созыва Цанаву (арестован в апреле 1953), Берию и Гоглидзе (арестованы в июне 1953) - сначала арестовали, а только потом, задним числом, лишили статуса депутатов. Но они были, пожалуй, последние, кто испытал на себе сталинские порядки. В середине 50-х все же был декларирован возврат к "законности", и депутатский статус стал что-то значить. Так что, Лысенко, если эта история действительно имела место, вполне мог отказаться являться на допрос. Другое дело, если бы власть желала его допросить, он был бы вызван в Комитет партийного контроля - куда как коммунист (будь хоть член ЦК) - обязан был явиться. А там его могли допрашивать хоть партийные, хоть прокурорские работники. Так что, не те его позвали.

Комментариев нет

    Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно войти Facebook_16 Vkontakte_16 или зарегистрироваться.