С 1975 самостоятельно изучал историю репрессивных органов от ВЧК до КГБ. С декабря 1988 участвовал в научных семинарах общества «Мемориал». С июня 1990 заместитель председателя Совета Научно-информационного и просветительского центра «Мемориал». После августа 1991 – эксперт Комиссии Верховного Совета РФ по приему-передаче архивов КПСС и КГБ на государственное хранение. В 1992 – эксперт Конституционного Суда в процессе разбирательства «Дела КПСС». Автор 11 книг и более 80 научных статей.
Защитил докторскую диссертацию 10 июня 2008 в Амстердамском ун-те по теме «Сталин и органы МГБ в советизации стран Центральной и Восточной Европы. 1945–1953 гг.».
27 May 2012
Александр спросил
Добрый день,Никита Васильевич.Хотелось бы чтоб Вы ответили на след.вопросы:
1.Почему из таких знаковых фигур Следчасти НКВД-НКГБ после смерти Сталина расстреляли только Родоса,а не менее одиозные товарищи вроде Баштакова,Семенихина,Блохина,Сергиенко,Эсаулова,Пинзура и т.д. не только выжили,а еще и ушли на пенсию с почетом(некоторые).
2.Как Вы относитесь к такому персонажу НКВД как Яков Агранов?Не считаете ли,что он был на голову выше по уму,чем все руководители ГБ,от Дзержинского до Ежова?
Ответ:
Уважаемый Александр! Совсем не так. Из, как Вы пишите, знаковых фигур из следчасти, за нарушение законности и фальсификацию дел расстреляли в 1953-56 гг. не только Родоса, но и Кобулова, Влодзимирского, Мешика, Шварцмана. Руководители следчасти времен Абакумова - Леонов, Лихачев, Комаров - тоже были расстреляны. Сергиенко не был расстрелян, но был уволен "по дискредитации" и лишен генеральского звания. Эсаулову посчастливилось рано умереть (в июне 1954), а то бы и он, как минимум, был бы лишен звания, а то и хуже! Пинзуру относительно повезло, он в 50-е некоторое время кантовался на малозаметных должностях в милиции, но все же был уволен вовсе без почета, а "по дискредитации". Что касается Баштакова (был начальником учетно-архивного отдела) и Блохина и Семенихина (оба активные участники расстрелов), то они в следчасти не работали. Почетных пенсий, кстати, и у них не случилось. Их в хрущевское время регулярно вызывали, то на допросы в Прокуратуру, то на беседы в Комитет партконтроля и допрашивали об участии в преступных акциях сталинского времени.
Яков Агранов, безусловно, интересный персонаж. Его отличали, и хитрось и изворотливость. Он приложил руку ко многим сфальсифицированным в ВЧК-ОГПУ делам. Отличился уже в деле Таганцева в начале 20-х. Даже в НКВД, в начальный период Ежова, тоже вполне пригодился. Главное, в период, когда Ежов был еще куратором над НКВД в 1934-1936 гг., Агранов вовремя переметнулся на его сторону и стал снабжать материалами против Ягоды, своего бывшего патрона, который его выдвинул, выпестовал и возвысил. "Наградой" за все стал арест в июле 1937 и расстрел в 1938 г. Насчет ума - вопрос, что мы под этим понимаем. Я думаю так, был бы умным - не подался бы в эсеры (а потом и в коммунисты), а пошел бы учится в вуз на инженера или на врача. Был бы умен - вовремя изжил бы свои левацкие взгляды и никогда бы не поступил на службу в ЧК.
Комментариев нет
Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно войти или зарегистрироваться.