С 1975 самостоятельно изучал историю репрессивных органов от ВЧК до КГБ. С декабря 1988 участвовал в научных семинарах общества «Мемориал». С июня 1990 заместитель председателя Совета Научно-информационного и просветительского центра «Мемориал». После августа 1991 – эксперт Комиссии Верховного Совета РФ по приему-передаче архивов КПСС и КГБ на государственное хранение. В 1992 – эксперт Конституционного Суда в процессе разбирательства «Дела КПСС». Автор 11 книг и более 80 научных статей.
Защитил докторскую диссертацию 10 июня 2008 в Амстердамском ун-те по теме «Сталин и органы МГБ в советизации стран Центральной и Восточной Европы. 1945–1953 гг.».
11 February 2012
Маргулев Игорь спросил
1. Интересуюсь осведомителем ОГПУ (конец 20-х - начало 30-х годов):
Макаровский С.О. Работал в Авиатресте. Сроки давности прошли?
2. Интересуюсь германским подданным:
Черзих Гюнтер Павлович, работал по приглашениям в авиапромышленности СССР в конце 20-х - первой половине 30-х
годов.
Позиционировался в архивах НКВД как германский шпион, однако репрессирован не был.
В 1941 году, после заключения Пакта, возглавлял ознакомительную делегацию Германии в СССР.
Ответ:
Уважаемый Игорь! Согласно закону РФ "Об оперативно-розыскной деятельности" (1992) - сведения о лицах оказывающих и оказывавших помощь органам госбезопасности на негласной основе составляют государственную тайну. В то же время, согласно ст. 13 закона РФ "О государственной тайне" (1993) срок засекречивания документов не должен превышать 30 лет (для разведки - 50 лет). Так что, как Вы правильно пишите, "сроки давности прошли". Но трудность в том, что ФСБ злостно нарушает Закон. До сих пор в архивах ФСБ (да и других силовых ведомств) огромная масса документов 1920-х - 1930-х (не говоря о более поздних) остается секретной и недоступной. Могу лишь посоветовать - запрашивайте у них информацию, ставьте вопросы, а в случае отказов - смело жалуйтесь в Прокуратуру на беззаконие.
Конечно, пишите им запрос и о Черзихе, О нем, конечно же, есть материал в архиве контрразведывательного отдела ОГПУ. Следили, и агентурно разрабатывали всех иностранных специалистов. И были правила, что все иностранцы должны были состоять на оперативном учете в "органах". Так что материалы - донесения, "меморандумы" должны были сохраниться в архивах ФСБ в делах делопроизводства. Хотя, сами по себе т.н. индивидуальные досье (дела формуляры и дела агентурной разработки - не сохранились. Их уничтожили в середине 1950-х годов.
Комментариев нет
Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно войти или зарегистрироваться.