С 1975 самостоятельно изучал историю репрессивных органов от ВЧК до КГБ. С декабря 1988 участвовал в научных семинарах общества «Мемориал». С июня 1990 заместитель председателя Совета Научно-информационного и просветительского центра «Мемориал». После августа 1991 – эксперт Комиссии Верховного Совета РФ по приему-передаче архивов КПСС и КГБ на государственное хранение. В 1992 – эксперт Конституционного Суда в процессе разбирательства «Дела КПСС». Автор 11 книг и более 80 научных статей.
Защитил докторскую диссертацию 10 июня 2008 в Амстердамском ун-те по теме «Сталин и органы МГБ в советизации стран Центральной и Восточной Европы. 1945–1953 гг.».
17 December 2011
Александр куланов спросил
Здравствуйте, Никита Васильевич. Я Вас как-то раз звонил по поводу приказа №00593 "о харбинцах". Извините, что снова беспокою с тем же вопросом, но мне важно Ваше экспертное мнение. Вопрос: если я правильно понимаю, 20.09.1937 г., когда был подписан приказ, органы и уполномоченные НКВД-НКГБ получили циркулярное письмо о подаче в центральные аппараты (областные-городские) списки "харбинцев"? Списки были сведены воедино и по ним потом "брали"? Но если так, то получается, что эти самые "территориалы" заранее вели учет "харбинцев". На каком основании? Мой "фигурант", например, вообще в Харбине был относительное недолгое время и не афишировал этого (служил в то время в разведке). Мне механизм и установления непонятен... Извините, что отвлек Вас от важных дел!
Ответ:
Уважаемый Александр! Оперативный приказ НКВД СССР № 00593 от 20 сентября 1937 г. об арестах "харбинцев" начинался со слов: "Органами НКВД учтено до 25000 человек, так называемых "харбинцев". То есть, это значит, что они уже находились на оперативном учете и согласование их списков с центральным аппаратом НКВД для арестов не требовалось. В приказе четко сказано - "с 1 октября приступить к широкой операции по ликвидации диверсионно-шпионских и террористических кадров харбинцев на транспорте и в промышленности" и далее перечислялись категории подлежащие аресту (думаю, с текстом приказа Вы знакомы - он публиковался). Приказ предписывал разделить арестованных на две категории (1-я - расстрел, 2-я от 8 до 10 лет) и определил порядок вынесения решения: "на харбинцев, отнесенных в процессе следствия к первой и ко второй категории - ежедекадно составлять альбом (отдельная справка на каждого арестованного), с конкретным изложением следственных и агентурных материалов, определяющих степень виновности арестованных. То есть, порядок осуждения был аналогичным "польской операции" и осуждающим органом была Комиссия НКВД и Прокурора СССР.
Но вот к сожалению, разосланное вместе с этим приказом циркулярно "Закрытое письмо о террористической, диверсионной и шпионской деятельности японской агентуры из харбинцев", не публиковалось и до сих пор числится в архиве ФСБ секретным. В письме, насколько я помню, речь идет о конкретных примерах "вражеской" работы японской разведки и ее агентов из числа харбинцев: об уже разоблаченных организациях, обзор вербовочной работы японской разведки, о методах вербовки ею агентуры, о работе через "двойников" и перевербовке советской закордонной агентуры, о методах переброски агентуры и довольно подробно "о подрывной работе харбинцев в СССР". В целом текст аналогичен по построению и аргументации закрытом письму о "ПОВ", которое рассылалось вместе с пиказом о "польской операции" в августе 1937-го. То есть все то же, но уже о японской разведке.
То, что это письмо в архиве ФСБ недоступно и не рассекречено - лишнее подтверждение нарушения сотрудниками ФСБ Федерального закона о гостайне и Указа Президента от 1992, в котором прямо сказано, что не подлежат засекречиванию документы о нарушениях прав человека и политических репрессиях. Сотрудники ФСБ в этом отношении неисправимы - секретомания и параноидальный страх, как бы "враги" не проникли на их кухню. Ментальный случай.
Насчет человека, о котором Вы пишите, то о таких прямо сказано в приказе 00593 - "в первую очередь арестовать всех харбинцев, работающих в НКВД, служащих в Красной Армии...." .
Вы правы - учет велся заранее. согласно существовавшим в ОГПУ и НКВД приказам об оперативном учете и разработке дел, на оперативный учет брали всех, кто прибыл в СССР из-за границы (политбеженцы, репатриированные и т.п.). Понятно, и харбинцы среди них. Причем этот учет и был сосредоточен в местных управлениях НКВД и наркоматах внутр. дел республик. Так что, еще до выхода приказа Ежов и Фриновский знали, сколько харбинцев учтено по Союзу и оставалось лишь дать команду на аресты.
13 комментариев
Спасибо огромное за ответ, Никита Васильевич! Теперь стало значительно понятнее! Только что с удовольствием и разочарованием прочитал Вашу книгу "Палачи". С довольствием потому интересно, а с разочарованием, потому что мало... Хочу теперь "дополнить Вас. В главе о лаборатории Майрановского упоминается некий В.Д. Щеголев. Я довольно много знаю об этом человеке. Правда, исключительно о его внеслужебной деятельности. Постараюсь в ближайшее время написать о нем в "Новую", если правообладатель воспоминаний не будет против.
Кстати, что за закрытое письмо "о террористической, диверсионной и шпионской деятельности японской агентуры из харбинцев" в целом понятно. думаю, в "Правде" было опубликовано именно оно - в своей основе,
Уважаемый Александр! Конечно, пишите для Новой о Щеголеве - будет очень интересно. Насчет Закрытого письма - оно не публиковалось. Конечно в материалах "Правды" могли быть повторены отдельные примеры, так сказать, случаи из жизни о "коварных приемах буржуазных разведок". Тем более смешно, что ФСБ "дрожит" над такими вздорными бумагами.
Да, я именно это и имел в виду. Спасибо еще раз! Надеюсь как-нибудь встретиться с Вами лично и" обменяться". как говорил незабвенный последний генсек).
Отправил статью о Щеголеве в "Новую". спросите у них, если это Вам интересно. Спасибо!
Никита Васильевич, статья о Щеголеве вышла в журнале "Дилетант", №3, с.60.
Уважаемый Александр! Спасибо за новость - поздравляю. Постараюсь найти журнал и прочесть.
Никита Васильевич, на всех постановлениях об аресте "харбинцев" (сентябрь 1937 г.), копии которых имеются в моем распоряжении, стоит очень четко различимая подпись: "Бериа". Как это может быть? Ведь он приехал в Москву примерно год спустя. Однофамилец??
Уважаемый Александр! Конечно, Берия тут ни при чем. Скорее всего у кого-то (кто санкционировал аресты), просто похожая при написании скорописью или созвучная фамилия. Берия всегда подписывался - Л.Берия... (то есть с инициалом впереди).
Спасибо большое! Буду иметь в виду.
Никита Васильевич, я последние полтора года активно собирал материалы и время от времени публиковал статьи о русских разведчиках - выпускниках Токийской православной семинарии. Статья о Щеголеве - боковая ветвь этого проекта. Сейчас материалов по моим "шпионам в рясах" накопилось очень много. Возникла мысль объединить это в книгу. Не подскажете, куда с этим можно обратиться? В "Новую"? В какое-то издательство?
Уважаемый Александр! Поздравляю с публикацией о Щеголеве в журнале Дилетант. Читал с интересом. Насчет материалов, объединенных в книгу, трудно советовать (я имею опыт сотрудничества с ограниченным кругом издательств). Если это сделано по жанру монографии - стоит попробовать направить в РОССПЭН. Новая газета, если это вне какой-то серии, наверное, не возьмется. В общем, пробуйте предлагать всем, более или менее приличным издательствам.
Спасибо, огромное Никита Васильевич, за добрые слова! В воскресенье (завтра) буду в ЦДХ на акции "Мемориала", связанной с издательствам и архивами. И за совет - спасибо!
Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно войти или зарегистрироваться.