Михаил Кругов
Михаил Кругов

Образование техническое, изрядно отягощенное многолетним изучением общественных наук.
До 1989 года работал на советском заводе. После – в частном бизнесе. Десять лет занимался бизнес-консалтингом. Работал в СССР, России, Германии.
Когда понял, что без решения политических проблем нормального капитализма не построить, перешел в политический консалтинг.
Со временем пришел к выводу, что главная проблема современной цивилизации – это глобальный мировоззренческий кризис, связанный с устареванием идеологий индустриального общества – либерализма, социализма, социал-демократии и пр. Так что СССР всего лишь первым достиг открытой фазы этого кризиса, а развитые страны сегодня нас догоняют. Поняв это, занялся разработкой проблем мировоззренческой ориентации вообще и идейного обеспечения общественного развития в частности.
Автор десяти книг и полутораста статей в центральных СМИ.

Сайт: www.krugov.ru

Как еще можно читать

16 March 2012

Окончательный итог и главный вопрос

На протяжении устроенной средним классом политической бучи верховная власть продемонстрировала достаточно высокий уровень эффективности – оперативно и вполне адекватно реагировала на требования протестующих, соблюдала чувство меры, без особых замечаний провела президентскую выборную компанию, получила гораздо лучший, чем вначале ожидалось, результат. Прямо молодцевато выглядела. Что, впрочем, вполне естественно – российская верховная власть пока еще не деградировала – состоит из энергичных персон, причем в большинстве своем, что называется, «сделавших себя сами». Так что должна уметь действовать и энергично, и эффективно. В то же время оппозиция продемонстрировала противоположные качества. По сути, оппозиционные политики показали себя политическими «троечниками», если не вообще политическими неудачниками.
Почему же все предыдущие годы власть демонстрировала неэффективность, выражавшуюся в убогости реформирования, примитивности политических партий, запредельном уровне коррупции и т.д. и т.п.? Для ответа на этот вопрос необходимо вспомнить, что верховную власть нужно рассматривать в двух измерениях – сущностном и качественном. В сущностном измерении власть бывает идейной или технической. В качественном измерении – эффективной или криворукой. И так как качественное измерение универсально, то и идейная, и техническая власти могут так же быть как эффективными, так и криворукими.
Отличие идейной власти от технической – в мотивации. Деятельностью идейной власти движет стремление переделать окружающий мир в соответствие с исповедуемой ею идеологией. Деятельностью технической власти движет корысть. Так как любая власть по природе своей эгоистична, имеют место два разных эгоизма – идейный и корыстный. Идейный эгоизм делает идейную власть нетерпимой к чужим идеям, корыстный эгоизм делает техническую власть алчной. И как везде и всегда, проблема здесь не столько в самом пороке (как естественном явлении), сколько в его масштабах (степени и распространенности).
У нас со времен отставки Гайдара верховная власть обходится без идей. Точнее, они если и появляются, то лишь в качестве декора. Но сказать, что власть что-то делает в соответствие с какой-то идеологией, нельзя. Соответственно, власть у нас давно чисто техническая. И так как она не имеет идеологической лоции, то и решает исключительно текущие вопросы и только по мере их появления. Только в последние пару лет она начала смутно говорить о каких-то «светлых далях». Но без особой конкретики. То есть, тоже в качестве политического антуража – демонстрации своей заботы о «будущем» возглавляемого ею общества.
Это значит, что деятельностью российской власти уже много лет движет исключительно корыстный интерес. И если она в чем-то действует неэффективно, глупо, криворуко, то лишь потому, что так ей удобно достигать своих корыстных целей. Точнее, лишь обогащаться всеми доступными способами. Но последние три месяца продемонстрировали, что когда ее корыстный интерес переместился из финансовой сферы в политическую (в деле сохранения властного статуса), власть сразу же стала демонстрировать энергичность и эффективность.
Так что наша власть вполне может быть эффективной, хотя и лишь в тех случаях, когда это касается ее собственных интересов. Так что мы имеем дело не с шайкой кондотьеров образца 90-х годов, а с полноценным субъектом общества – сформировавшимся, имеющим цели, владеющим технологиями их достижения. Соответственно, дискутировать нужно не об эффективности власти, а об ее ориентации, инструментарии, особенностях эгоизма.
Как представляется, основная проблема заключается как раз в особенностях эгоизма власти. Эгоизм технической власти тоже следует разделять на два вида – один принуждает власть бороться за властный статус, второй ориентирует ее на примитивное обогащение. И так как оба вида эгоизма для технической власти естественны, для общества важны их иерархия и соотношения. Дело в том, что эгоизм «властолюбия» принуждает власть приносить пользу обществу, как условия, позволяющего с минимальными рисками сохранять властный статус. И вообще вести себя прилично – не допускать компрометирующих поступков. А обогащаться во вторую очередь, соблюдая при этом чувство меры и максимальную осторожность. В свою очередь, эгоизм «стяжательства» ориентирует власть на обворовывание общества всегда, везде и всеми доступными способами. И в максимально возможных масштабах. Плюс разрешает плевать на то, как общество воспринимает такую властную деятельность.
Так как работа и воровство занятия трудносовместимые, между разными видами эгоизма возникает конфликт. Например, эгоизм «властолюбия» смотрит на тот же бюджет, в первую очередь как на источник ресурсов для общественно полезной деятельности. И только во вторую очередь как на источник обогащения. Эгоизм «стяжательства», наоборот, смотрит на бюджет, в первую очередь как на источник обогащения. И только во вторую очередь как на ресурс для общественно полезной деятельности. Точнее, даже как для деятельности, прикрывающей процесс обогащения. Ведь для того, чтобы что-то украсть из бюджетных средств, требуется что-то сделать из того, что в бюджете записано.
Верховная российская власть последние полтора десятилетия руководствовалась в первую очередь эгоизмом «стяжательства». И в незначительной степени эгоизмом «властолюбия». Этому были вполне понятные объяснения – персоны власти не видели реальной угрозы своему положению. Оппозиция была или «системная», или опереточная. А остальное общество вполне устраивала власть, при которой уровень жизни год за годом неуклонно повышался. Точнее, ему было все равно, какая им руководит власть – идейная или техническая. И как она при этом себя ведет, и какими мотивами руководствуется. Нефтяных сверхдоходов по большому счету хватало всем – разве что одним доставалось больше, другим меньше.
С.Шойгу по сроку своего пребывания на посту министра выглядит «белой вороной» в составе российского правительства по той причине, что в его деятельности стабильно доминирует эгоизм «властолюбия». Благодаря чему он и обеспечивает достаточно эффективную деятельность подчиненного ему министерства и, как следствие, собственную политическую непотопляемость. Хотя, как и вся власть, вряд ли живет на одну зарплату. Эту модель властного поведения вполне можно назвать «стандартом Шойгу».
Тогда как в деятельности большинства российских высших должностных лиц явно доминирует эгоизм «стяжательства». Эти персоны исполнят властные обязанности по остаточному принципу – в качестве необходимого условия получения «барашка в бумажке». Что и является истинной причиной неэффективности их деятельности – в ней главенствует воровство, как следствие доминирования в деятельности эгоизма «стяжательства».
Прошедшие массовые митинги продемонстрировали власти, что ситуация принципиально изменилась – протестовавшему «среднему классу» (а именно он в современном обществе является его фундаментом), уже не все равно, как ведет себя и чем руководствуется в своей деятельности власть. Потому, что «тучные годы» явно заканчиваются. А впереди «тощие годы». Причем даже неясно, какой они будут «худобы» и как долго продлятся. Соответственно, для того, чтобы хотя бы выживать в новых условиях, нужно много что в обществе менять. И в политической системе, и в экономической, и в социальной. Именно запрос на такие изменения фактически и был озвучен российским «средним классом» на митингах. Тогда как требование «честных выборов» доминировало как самое очевидное и первоочередное.
Истекшие два десятилетия свидетельствуют, что «стандарт Шойгу» достаточно работоспособен в российских условиях и вполне подходит нынешней российской элите. В свою очередь действия верховной власти на протяжении трех зимних месяцев показали, что она вполне адекватно воспринимает возникающие в обществе кризисы. И достаточно рационально и оперативно на них реагирует. По сути, власть продемонстрировала, что вполне способна в целях самосохранения изменить баланс эгоизмов – на первое место поставить эгоизм «властолюбия», а эгоизм «стяжательства» перевести в подчиненное положение. Тем более, что в предшествующие годы она достаточно обогатилась, чтобы не думать о «куске хлеба» даже для праправнуков. Тем самым власть продемонстрировала, что она принципиально отличается по качеству от царской власти начала ХХ века или советской власти конца 80-х годов.
Политика – искусство возможного. Увы, но переход к идейной власти, как самой качественной и, в частности, по своей природе некоррупционной, сегодня просто невозможен. По той простой причине, что классические идеологии устарели, а им на смену если какие проекты и появились, тем не менее, степень их «раскрученности» пока и близко не дотягивает до минимально работоспособного уровня.
Так что шансы на превращение власти из технической в идейную практически отсутствуют. И не только потому, что свежих идей у нее просто нет. Дело в том, что пока нет никаких свидетельств, что она этой проблемой озаботилась. По крайней мере, уже лет пять, как она оставила попытки разработки идеологического обеспечения своей деятельности (отправила в архив идеологию «суверенной демократии») и отдала идейную площадку на откуп РПЦ.
Это значит, что идейная неполноценность будет по-прежнему слабым местом власти. И единственным уязвимым для атак оппозиции. Если последняя вдруг обзаведется сильными фигурами и свежими и при этом работоспособными идеями. Но так как это пока маловероятно, нынешнему режиму серьезно ничего не угрожает. Поэтому сегодня реально возможен лишь переход власти от эгоизма «стяжательства» к эгоизму «властолюбия». Что, безусловно, будет иметь для общества положительный эффект, так как власть существенно повысит качество своей деятельности – снизит уровень коррумпированности, улучшит управляемость, повысит эффективность.
Соответственно, главная проблема нашей верховной власти не в персонах, которые в первую очередь всего лишь «лейблы» имеющихся элитных групп, а в балансе этих видов эгоизма. Другое дело – захочет ли это власть? В сущности, в этом и заключается основной политический вопрос ближайшего будущего. Как феномен Шойгу, так и проведенная президентская кампания свидетельствуют, что власть это может сделать без особого напряга. Соответственно, нынешняя верховная российская власть вполне может, не меняя своей «технической» природы, существенно менять модель своей деятельности. Такой модернизации благоприятствует и глобальный кризис, в условиях которого требования к эффективности власти существенно возрастают.
Возможно, Путин как раз и вознамерился решить эту проблему, сообщив о духовном развитии, как об одном из двух главных приоритете своей деятельности в течение третьего президентского срока.

102 комментария

  • Михаил Кругов
    Михаил Кругов 23 March 2012

    @Глущенко Виктор, "Ваш нажим и акцент на регламентацию (подробнейшую) - мы не приветствуем. Некоторые вещи лучше делать по умолчанию, следуя традициям и внутренней культуре.*

    В первую очередь паразитировать и воровать.
    Современный менеджмент смотрит на это дело совсем иначе.

  • Михаил Кругов
    Михаил Кругов 23 March 2012

    @Aлла Лаучис, Вы и в этих вопросах разбираетесь настолько, чтобы делать выводы?

  • нет
    нет 23 March 2012

    @Михаил Кругов, я не делаю выводы - я работаю)))))) Меня это на прямую касается - это мой хлеб насущный!!!!!

  • нет
    нет 23 March 2012

    @Михаил Кругов, Кстати, повторю вопрос с которого начала комментировать этот пост - сколько у вас грантов отбитых и в процессе, за последние два года?

  • Михаил Кругов
    Михаил Кругов 23 March 2012

    @Aлла Лаучис, "это мой хлеб насущный!!"
    Управление научной сферой деятельности?
    Я никогда не получал гранты.

  • нет
    нет 23 March 2012

    @Михаил Кругов, я и есть - научная сфера деятельности, а Вы мне хотите рассказать. как мной управлять?

  • Михаил Кругов
    Михаил Кругов 23 March 2012

    @Aлла Лаучис, Для примера: проектировать самолеты, изготавливать самолеты и летать на самолетах - кардинально разные профессии. Аналогично заниматься научной деятельностью и управлять ею, тоже совершенно разные специальности. И то, что Вы часто видите своего директора или читаете приказы по институту, вовсе не означает, что вы разбираетесь в вопросах управления им. Эта деятельность, к слову, называется, менеджмент. Руководители институтов совмещают две специальности - науку и менеджмент. Так что часто профессионально разбираются не только в первой, но и во втором. С какой стати Вы-то решили, что тоже во всем разбираетесь? Только потому, что работаете в институте?

  • нет
    нет 23 March 2012

    @Михаил Кругов, Вот. когда грант получите- будете мне рассказывать где, что и в чем я разбираюсь, а в чем нет. А менеджементом я занимаюсь, с 87года. Приходится и к науке его прикладывать.
    Вы что на кулинарном сайте что ль вещаете? Или на курсах кройки и шитья?
    Я ученый-историк, работающий на грантах, с научной степенью, с научными публикациями, а самое главное, с деньгами, за все перечисленное выше, в отличии от Вас. Совсем краев не видите.

  • Михаил Кругов
    Михаил Кругов 23 March 2012 (Отредактировано через 1 минуту)

    @Aлла Лаучис, Помнится, в начале перестройки в "Литературной газете" завели рубрику "Если бы директором был я". В ней люди, которые никогда ничем не управляли, рассказывали как бы они здорово директорствовали.
    Ваше выступление в аналогичном ключе. Иначе Вы бы сначала указали, чем Вы кроме своих архивных изысканий управляли, и кем кроме самой себя руководили. И не было бы вопросов. А иначе все Ваши достижения к управлению научной деятельностью имеют только косвенное отношение. Так что спорите "о вкусе омаров с теми, кто их ел".

  • нет
    нет 23 March 2012

    @Михаил Кругов, Миша об этом и так весь сайт знает, у меня стажик продюсерский чуть меньше, чем у Мирова и только в силу возраста.) А гранты у меня не от овощного склада, или "Международного института по всему и вся", а от Академии Наук и Минкульта.
    Отобьете грант со своими теориями - поговорим об управлении наукой. А пока. Упс. Пробелы. Не работали Вы в науке, когда рыночек-то пришел- это чувствуется. Полный постсоветский взгляд, года так 94-96.
    Я вот, как раз работаю - грантик отбиваю и с Вами разговариваю, собственно я поэтому в Сети с утра до ночи.
    Переключаюсь на Нет, чтобы отдохнуть.

  • Глущенко Виктор
    Глущенко Виктор 25 March 2012

    @Михаил Кругов,
    Е.Седов – видит будущее, как экстрасенс и как ученый. Вот каким он видит обучение и воспитание детей : цитируем отрывок из повести «Хрустальный саркофаг».

    ……. …………………….. «Кроме того, патриотический Союз заложил основы будущей системы воспитания и обучения молодого поколения крымчан. Были введены принципы интерната, специализации школ и селективного отбора среди обучаемых. Политики Союза поставили цель: сделать обучение и воспитание всех детей Крыма первостепенным… читать полностью

  • Михаил Кругов
    Михаил Кругов 25 March 2012 (Сразу отредактировано)

    @Глущенко Виктор, И что? Такие идеи уже давно витают в обществе. По той простой причине, что все глобальные проекты общественного развития уже фактически обанкротились - не только коммунистический, но так же "свободного общества" (англо-американский либеральный) и "общества всеобщего благосостояния" (западно-европейский социал-демократический). Так что не нужно быть экстрасенсом, чтобы видеть назревшие роблемы и предлагать их решения. В данном случае демографической проблемы и проблемы бюрократизации науки.

  • Кот Леопольд (Александр Медведев)
    Кот Леопольд (Александр Медведев) 26 March 2012

    @Глущенко Виктор, почитать, конечно, интересно, но серьезные сомнения по поводу практической реализации. Текст из "Хрустального саркофага" очень напоминает "Утопию" Платона. Проблема развития у нас системная, и по отдельности решить проблему науки, воспитания, создания эффективной экономики и т.п. вряд ли получится. Подробнее мы с женой изложили это в книжке "Как появилась рыночная экономика и возможна ли она в современной России?". Ее можно бесплатно сказать из "интернета", например с сайта РГИУ (Российский государственный интернет-университет). Текст могу выслать и на мыло, а по возможно и лично вручить напечатанный экземпляр. По еще есть. Желаю успехов.

  • Кот Леопольд (Александр Медведев)
    Кот Леопольд (Александр Медведев) 26 March 2012 (Отредактировано через 6 минут)

    @Глущенко Виктор, краткие варианты первых двух глав можете найти в моем ЖЖ - http://alexandr-m2.livejournal.com/2387.html; http://alexandr-m2.livejournal.com/1578.html. Мы старались писать понятно для широкого круга читателей. Знакомые говорят, что получилось вполне прилично.

  • Глущенко Виктор
    Глущенко Виктор 28 March 2012

    @Александр Медведев, Буду благодарен за получение книги на мыло
    ifi-ufs@yandex.ru без архивации. Если вы не против, то занесу ее в библиотеку нашего сайта.
    Вы правы. Проблема системная. И состоит из многих подпроблем, которые взаимо-увязаны в систему новой модели развития - компьютерная демократия.
    Над этим мы и работаем. Присоединяйтесь.
    А то критиковать все горазды, а как предложить выход, или что дельное - сразу в кусты...

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно войти Facebook_16 Vkontakte_16 или зарегистрироваться.