Михаил Кругов
Михаил Кругов

Образование техническое, изрядно отягощенное многолетним изучением общественных наук.
До 1989 года работал на советском заводе. После – в частном бизнесе. Десять лет занимался бизнес-консалтингом. Работал в СССР, России, Германии.
Когда понял, что без решения политических проблем нормального капитализма не построить, перешел в политический консалтинг.
Со временем пришел к выводу, что главная проблема современной цивилизации – это глобальный мировоззренческий кризис, связанный с устареванием идеологий индустриального общества – либерализма, социализма, социал-демократии и пр. Так что СССР всего лишь первым достиг открытой фазы этого кризиса, а развитые страны сегодня нас догоняют. Поняв это, занялся разработкой проблем мировоззренческой ориентации вообще и идейного обеспечения общественного развития в частности.
Автор десяти книг и полутораста статей в центральных СМИ.

Сайт: www.krugov.ru

Как еще можно читать

23 January 2012

Путин и национальный вопрос

Статья В.Путина в «Независимой газете» о национальном вопросе демонстрирует полное непонимание нашей властью сути реально имеющейся в нашем обществе проблемы. В первую очередь того, что «национального вопроса» просто не существует. Причем не только у нас, но и во всем мире. А существует проблема мировоззренческой засоренности российского общества. Потому что какой «национальный вопрос» может быть с людьми вроде Айтматова, Рытхеу, Магомаевым, наконец, с Джигарханяном и множеством других представителей имеющихся в России и странах СНГ этносов.
Чтобы понять этот парадокс, необходимо разделить человека на его реальные составляющие – тело и разум. Национальность – это особенности тела. То есть, цвет кожи, волос, разрез глаз. А мировоззрение – это особенность разума. И дискомфорт, который мы часто испытываем, сталкиваясь с представителями других национальностей, связан именно с мировоззренческими различиями – разными представлениями об устройстве мира, его порядках и истинной этикой. Как аналогично мы испытываем дискомфорт, сталкиваясь с придерживающимися разной мировоззренческой ориентации представителями русской нации – либералы в общении с коммунистами, демократы – с националистами.
В России времен СССР мировоззренческих трений практически не имело место, потому что в Россию приезжала мировоззренчески близкая нам часть других наций. Мне тогда приходилось бывать в нынешних проблемных с точки зрения мировоззренческой общности республиках – среднеазиатских и закавказских. В Баку местный интеллигент-азербайджанец меня просветил об особенностях местного общества. А именно, что это в Баку люди мало отличаются от русских – имеют аналогичное социалистическое мировоззрение, близкую систему ценностей и, как следствие, сходную этику. Но стоит отъехать от Баку на десяток километров и попадаешь в совсем чужое общество – в существенной мере мусульманское и, соответственно, почти средневековое. При этом в Россию приезжают городские азербайджанцы, а не сельские. Сельские азербайджанцы вначале переселяются в азербайджанские города, в которых они меняют свою мировоззренческую ориентацию. Если же в московский вуз поступал азербайджанец из сельской местности, студенческая среда быстро перековывала его мировоззрение на современный лад.
Такая же ситуация имела место и в случае миграции в российскую среду представителей малых российских этносов. Если какой-то их представитель перебирался из патриархальной глубинки в город, он быстро осовременивался – естественным образом приспосабливался к окружающей мировоззренческой среде. Потому что иначе он просто не мог существовать в ней достаточно комфортно. Именно поэтому между приезжими из национальных окраин и республик и местными российскими жителями не было никаких заметных трений – не возникало серьезных мировоззренческих противоречий. Как следствие, не существовало и «национального вопроса».
Сегодня ситуация принципиально изменилась. Во-первых, в Россию из Средней Азии и кавказского региона едут в большей мере выходцы из сельской местности. В деревнях, как и у нас, там с работой особенно плохо. То есть, в массе своей мировоззренчески чужие нам люди – имеющие патриархальное мировоззрение. Причем неважно, мусульманское в своей основе или христианское – любое из них чуждо доминирующему в нашем обществе индустриальному материалистическому мировоззрению.
Во-вторых, сегодня у приезжих нет нужды менять свое мировоззрение. В России в любом даже среднем городе уже существуют достаточно масштабные мировоззренчески родственные им диаспоры. Соответственно, им нет необходимости изменять свой разум к новым мировоззренческим условиям – они имеют возможность существовать в мировоззренчески комфортной для себя среде.
Таким образом Россия перестала заниматься обращением мигрантов в свою «веру», как она это делала на протяжении всей своей предшествующей истории. В результате сегодня в стране ускоренными темпами формируются мировоззренчески чуждые нам пространства. В отличие от власти общественное сознание интуитивно это понимает и доступными себе способами выражает свою негативную реакцию на происходящее. Выражает, как может.
Даже еще во времена рюриковичей царская власть правильно понимала такую суть «национального вопроса». Поэтому проводимая политика предусматривала обязательную мировоззренческую трансформацию всех мигрантов. А тех, кто оказывался к этому неспособен, российское общество отторгало и в итоге вынуждало вернуться «домой». Даже запорожские казаки понимали, что дело не в теле, а в разуме. И в Запорожскую Сечь принимали по мировоззренческому принципу – «Како веруешь?». Советская власть своими методами продолжала политику. Так что от царя и генсека до атамана наша власть всегда понимала важность для страны поддержания максимально возможного уровня мировоззренческой общности народа.
Нужно заметить, что в этом смысле различие между либералами и коммунистами не принципиально – все имеют общую мировоззренческую основу, потому что все индустриальные идеологии основаны на материалистическом видении мира.
Статья В.Путина свидетельствует о том, что нынешняя власть понимание реальной сути «национального вопроса» утратила. И видит в людях только их тела, а не разумы. Соответственно, политика ориентации на достижение максимального уровня мировоззренческой общности нашего народа ей не нужна. Ну выучит мигрант русский язык и запомнит основные события нашей истории. Или купит подтверждающие это справки. И что? В своей диаспоре он будет и дальше существовать в качестве чужого для российского общества субъекта. И для него всегда наши порядки, обычаи и ценности будут чужды. Так что соблюдать и уважать их он никогда не будет. И его дети, которых он вместе с диаспорой воспитает, когда вырастут, останутся чужими.
Учитывая темпы миграции и компетентность в «национальном вопросе» власти, в обозримом будущем мировоззренческое единство нашего общества будет окончательно утрачено и страна превратится в лоскутное одеяло, не способное к какому-то общественному развитию. Соответственно, процесс деградации российского общества будет продолжаться все возрастающими темпами.

47 комментариев

  • Владимир Зелик
    Владимир Зелик 25 January 2012

    На "тему мешков" есть замечательный эпизод в книжке Ахто Леви "Записки Серого волка". Не знаю, есть ли она в Сети, я читал её лет 35 назад. Попробуйте найти. Пишет бывший зэк, но всем бы быть такими зэками!..

  • Владимир Зелик
    Владимир Зелик 25 January 2012

    А для Путина смена 4-летнего срока на 6-летний - никак не ошибка, а продление удовольствия!..))

  • Адель
    Адель 25 January 2012

    @Павел Сурков, ты исходишь из антипринципов внешней росс. политики. Представь, Штаты разместят в Крыму ядерные ракеты. Ты на это скажешь: Да ничего страшного, ребята одумаются и сами уберут, им станет стыдно. Это о принципах самосохранности. Так вот эти мешки - тоже покушение на мою самосохранность.
    И у меня нет идеи fix. Cамые мои верные поклонники - стены. И кто знает что лучше - стены или толпа? (Большой вопрос). А сейчас внутри борюсь с искушением делать так как люди говорят и так как самому хочется. Скорее всего, придется сделать выбор в пользу себя. Хоть и пусть останутся в друзьях только стены. )) Ты сам видишь, что на тебя ополчаются на каждый твой опус. Стоит ли так биться??? Может твои стихи нужнее муравьям???

    @Тимур Раджабов, у тебя сегодня очень хорошие мысли. Ты - молодец, и не только в поэзии, но и философии жизни ))))) Спасибо!

  • Владимир Зелик
    Владимир Зелик 25 January 2012

    У Тимура не только сегодня хорошие мысли!

  • Адель
    Адель 25 January 2012

    @Владимир Зелик, да, вот страна и радуется продлению удовольствия.

  • Эрик Кибрайский
    Эрик Кибрайский 25 January 2012 (Отредактировано через 2 минуты)

    ну во первых всем салям алейкум)) во вторых почему все кому не лень муссируют национальный вопрос предрекая черте што педалируя тему деградации но ни кто ни разу палец о палец не ударил штоб ченидь сделать реально ну или на худой конец предложил шойто путное хотя бы...не сочтите за моветон но к примеру я не жду когда придет сантехник у которого кстати руки под х заточены в наш блок в заводской общаге и починит кран а просто чиню его сам ...и чужой мусор если б я б о него споткнулся выдав трехэтажную тираду на великорусском языке все же выкинул бы куда надо чтоб другие не навернулись цепанувши в темноте...у любой самой что ни на есть глобальной проблема есть простое но гениальное решение ...с себя надо начинать

  • Павел Сурков
    Павел Сурков 25 January 2012

    @Адель, ты чего?
    Кто на меня ополчается? Три с половиной человека в одной дискуссии на этом сайте? Ну, не смеши, ей-Богу. Если бы я вообще об этом задумывался - я бы с ума сошел.
    При этом на мои концерты приходят десятки. Значит - им это нужно.
    Да даже если бы приходило два человека - я все равно бы играл эти самые концерты.
    Я не бьюсь, Адель. Я просто делаю. Фактически - убираю мешки.
    И совершенно не задумываюсь на тему, кто что думает по этому поводу.
    Чего и тебе искренне желаю.

  • Павел Сурков
    Павел Сурков 25 January 2012

    @Эрик Кибрайский , именно об этом я и говорил.

  • Эрик Кибрайский
    Эрик Кибрайский 25 January 2012

    @Павел Сурков, говорить мало... дело делать надо... но мало кто это понимает ... а хужее всего те кто понимает но не желает ))

  • Владимир Зелик
    Владимир Зелик 25 January 2012

    http://news.mail.ru/politics/7911667/

    Вот что Ме выдал...))

  • Эрик Кибрайский
    Эрик Кибрайский 25 January 2012 (Сразу отредактировано)

    @Владимир Зелик, лимит революций исчерпан (с) маленький гигант мысли тобишь отсутствия таковой))

  • Адель
    Адель 25 January 2012

    ребята, возможно в скором времени вернусь, но пока удаляюсь. ))
    отдых, размышления, возможно другие дороги. пока.

  • NIKA
    NIKA 25 January 2012

    Адель, пусть отдых будет качественным, размышления конструктивными, новые дороги счастливыми :)
    И....возвращайтесь, всё же, когда-нибудь, с "ветром перемен" :))

  • Тимур Раджабов
    Тимур Раджабов 25 January 2012

    Адель, ты уже запарил удаляться. Ну, отдыхай, раз так, Ждем обратно.

  • нет
    нет 26 January 2012

    @Адель, А удаляться-то зачем? Нравится регистрироваться?

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно войти Facebook_16 Vkontakte_16 или зарегистрироваться.