Флоренский Павел Васильевич,
доктор геолого-минералогических наук, профессор Кафедры литологии РГУ нефти и газа им И.М. Губкина, академик Российской академии естественных наук, почетный академик АН Республики Абхазия, Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры.
Член комиссии по изучению творческого наследия В.И. Вернадского РАН
Член и эксперт Чернобыльской комиссии Верховного Совета СССР.
Зав. Отделом экологии Института природного и культурного наследия имени Д.С. Лихачева РАН
Член ученого совета Объединенного научного центра космического мировоззрения.
Награды.
Знак «За руководство научной студенческой работой» Министерства образования РФ.
Медаль В.И. Вернадского РАЕН
Наградной знак «Миротворческая миссия Абхазия-Грузия» командования Миротворческими силами РФ
Орден Преподобного Сергия III степени.
Орден Святой Анны III степени.
15 пользователей задали 18 вопросов и получили 3 ответа.
Павел Сурков спросил 28 April 2010
Уважаемый Павел Васильевич!
Более года я на "Живом радио" вел программу "Секретные материалы", посвященную аномальным явлениям. Некоторые из фактов, которые сообщались редакторской группе (по большому счету, даже не некоторые, а большинство) - перепроверял самолично. Повидал разное, объяснимое и необъяснимое.На основе этого цикла передач мною сейчас готовится книжка. Но прежде чем отдавать ее издателю - очень бы хотелось обсудить позицию Церкви по некоторым вопросам, о которых я в этой книге пишу. Для меня это более, чем важно.
В связи с этим вопрос - возможно ли встретиться с Вами очно и поговорить на данную тему?
Ответ:
Хорошо, свяжитесь со мной.
нет спросила 27 April 2010
Уважаемый Павел Васильевич, в силу специфики моей последней работы, а я историк-архивист, последний год пытаюсь привести в порядок документы Берг-коллегии, ее описи, мне кажется кроме наших сотрудников и Павленко, до конца, наверное, считанное количество людей видело, они написаны в 18 веке, переработаны в 19, а сейчас пытаюсь предать им опять первозданный вид, но читаемый, вопрос такой, неужели за все последние сто лет не один геолог не заинтересовался содержимым этого фонда, огромное количество до конца не разработанных месторождений, это я из текста выуживаю, работы останавливались, например, из-за запрета рубить казенный лес, для печей и домен, через несколько месяцев я досканирую последние описи, Вам это интересно? И что Вы по этому поводу думаете.
Ответ:
Лично мне - нет. Но, в принципе, это бесценно, драгоценно и над этим надо работать. Только я полагаю, что какой-нибудь подлец их уже продал в Америку.
drackar спросил 27 April 2010
Здравствуйте, Павел Васильевич. Краем уха слышал историю про спасение главы Святого Сергия Радонежского, в котором принимал участие Ваш дед. Можно узнать это подробнее? Понимаю, история не на два слова, но тогда дайте, пожалуйста, ссылку.
Ответ:
Вот в этой статье подробный ответ на Ваш вопрос.
СОКРЫТОЕ ЧУДО: СВЯТАЯ ТАЙНА ЛАВРЫ
Жизнь Флоренского оборвалась в расцвете творческих сил. Но ему многое удалось создать, многое опубликовать. У Флоренского была большая дружная семья, талантливые дети. Его потомки сохранили творческое наследие, собрали архив и воспоминания, подготовили и издали труды своего великого предка.
Флоренский неоднократно подвергался гонениям и арестам. Первый раз он был арестован в 1906 году за проповедь против смертной казни лейтенанта Шмидта. Последний раз он был арестован 25 февраля 1933 года по делу о контрреволюционной националистической фашистской организации "Партия возрождения России", идеологом которой он якобы и был. Потому в обвинительном заключении по делу № 2886 в списке осужденных его имя стоит первым:
"Флоренский Павел Александрович, профессор богословия, служитель культа (поп) выходец из знатной дворянской семьи, по политубеждениям крайне правый монархист, автор печатных трудов по богословию, в которых откровенно выражены его монархические убеждения ("Защита божества", "Столп и утверждение истины" и т.д.). В 1928 году арестовывался ОГПУ и осужден как активный участник церковно-монархической организации на 3 года..."
Никакой разветвленной подпольной контрреволюционной организации, во главе которой стоял бы священник Павел Флоренский, никогда не было. "Партия возрождения России" - это чекистский миф. Хотя по делу № 2886 были осуждены десятки людей, даже не бывшие знакомыми между собой, но которые на следствии признались во всем, чего от них добивались. Тут к месту вспомнить слова Надежды Мандельштам: " Пусть Господь убережет наших потомков от веры в то, в чем мы сознавались на допросах".
Действительной причиной ареста и гибели отца Павла Флоренского было то, что он "не отрекся от сана". Его звали и предлагали убежище президенты и монархи многих стран, но он не покинул родину, не уплыл на "философском корабле" к другим берегам, как многие его соратники. Узнав в Париже о гибели друга, отец Сергий Булгаков писал: "Жизнь ему как бы предлагала выбор между Соловками и Парижем, но он избрал родину, хотя то были Соловки, он восхотел до конца разделить судьбу со своим народом. И сам он, и судьба его есть слава и величие России, хотя вместе с тем и величайшее преступление".
25 ноября 1937 года на заседании Особой Тройки УНКВД Ленинградской области П.А. Флоренский был приговорен к высшей мере наказания и расстрелян 8 декабря того же года. Место его захоронения неизвестно. В одном из последних писем семье из Соловецкого концлагеря П.А. Флоренский пишет, что его идеи востребуются России не раньше, чем через полвека. Время пророчества наступило. Услышим ли, воспримем ли?
"Партии возрождения России" не существовало, как не было и церковно-монархического заговора по свержению устоев власти. Но была тайна. Тайна, связавшая отца Павла Флоренского и его единомышленников. Эту тайну унесли с собой в мир иной все к ней причастные. Говорят, что рукописи не горят. Не исчезают бесследно и мысли, хранимые в сфере духа - пневматосфере, как называл ее П.А. Флоренский. Сегодня мы впервые откроем сокровенную тайну Сергиева Посада.
После Октябрьской революции подмосковный Сергиев Посад стал поистине духовной столицей России уходящей. Сюда, в сердце православия, собрался цвет нации, представители ее славных семей, писатели, художники, философы. Какие громкие имена - Голицыны, Дурново, Иловайские, Шаховские, Раевские, Нарышкины, Родзянко, Шереметевы. Тут работают Фаворский, Розанов, Нестеров. Одно время существовал даже "Первый колхоз Сергиева Посада", председателем которого был граф Олсуфьев, а колхозниками - графы да князья. В 1918 году была создана Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевской Лавры во главе с П.А. Флоренским. В 1920 году Лавру закрыли. Иноки закрытого монастыря и прилегающих скитов пошли работать в посадские музеи. Именно благодаря их подвижничеству сокровища Лавры были убережены от разграбления и надругательства. В 1928 году грянуло знаменитое "Сергиево-Посадское дело", по которому были арестованы 80 "бывших". По-разному сложилась судьба этих людей. Некоторых из них связала сокровенная тайна, которую свято хранили все, причастные к ней.
...В сумерках, накануне Страстной недели, в окошко дома на Дворянской постучала торопливая рука. Отец Павел, перекрестившись на образ Святой Софии, отпер засов. То был не еженощно ожидаемый арест. Пришла соседка, просила исповедать. После закрытия храма общины Красного Креста такое было не редкость, и отец Павел часто справлял требы на дому.
Соседка сильно волновалась. Её дочь была замужем за местным комиссаром. Утром тот говорил по телефону с Москвой, что-то про "опиум для народа", кости, Лавру. Отец Павел замер. По Посаду уже ходили слухи о том, что на Пасху безбожники собирались осквернить Лавру и её святыни. После того как за соседкой тихо простонала дверь, отец Павел стал быстро собираться . Его супруга Анна Михайловна ахнула: ночь на дворе, на улицах неспокойно. Простившись с ней как-то по-особенному печально, отец Павел зашагал по Дворянской к Лавре...
Учительствовавший в Загорске Сергей Алексеевич Волков (кстати, один из тех немногих, кто не оставлял Флоренских своим вниманием) рассказывал: эта женщина умоляла отца Павла "что-то сделать", протестовать, но Флоренский в ответ только отводил глаза в сторону и что-то невразумительно говорил о том, что надо. мол, смириться, надо молиться... Его собеседница была явно недовольна... В таком виде этот рассказ и сохранился в воспоминаниях. (Волков С.А. Последние у Троицы. М.-СПб., 1995.)
Прежде чем назвать имя тайны и ее хранителей, несколько слов о таинстве - важнейшем понятии христианства. Таинства сопровождают христианина всю жизнь: от таинства крещения до таинства отпевания.
Некогда Христос сказал апостолу Петру: "Ты - камень, на котором построю я Церковь мою". Все, сказанное Спасителем, имеет не только символический, но и конкретный смысл. Краеугольный камень, на котором стоит церковь Христова,- апостолы и идущие им вслед святые. Главное таинство в храме - евхаристия, преосуществление вина и хлеба в кровь и тело Господни, может произойти только тогда, когда чаша со святыми дарами покоится на камне - на мощах угодников Божиих. Как-то Лев Николаевич Гумилев так объяснил закон энтропии: "Энергия тратится, все разрушается. Нужна подкачка энергии, энергии Божественной. Если не будет на земле причастия, мир развалится". Вот почему сохранение мощей праведников - не только дань уважения, но и залог будущего существования человечества, это возможность Земле быть.
Поэтому их уничтожение - не только кощунство, но и акт саморазрушения, это одно из самых страшных преступлений или несчастий, в том числе и экологических. В этом смысле сохранение мощей, то, что совершили отец Павел и его сподвижники, обретает поистине космическое значение. Поэтому понятно, почему так встревожился отец Павел Флоренский накануне Пасхи 1919 года. Разрушители "мира насилия" собирались осквернить величайшую святыню России - мощи преподобного Сергия Радонежского, одного из самых почитаемых русских святых…
…Отец Павел через Успенские ворота прошел в Лавру и направился в келью наместника. О чем говорил они с архимандритом Кронидом, знает только Господь. Лишь стены древней обители были свидетелями тайной вечери, на которую сошлись члены Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры П.А. Флоренский, Ю.А. Олсуфьев, а также, вероятно, граф В.А. Комаровский и ставшие впоследствии священниками С.П. Мансуров и М.В. Шик. Они тайно вошли в Троицкий собор и сотворили молитву у раки с мощами Сергия Радонежского. Затем вскрыли раку и изъяли честную главу Преподобного, а на ее место положили главу погребенного в Лавре князя Трубецкого. Главу Преподобного схоронили в ризнице и покинули Лавру, дав обет молчания, не нарушимый ими во всех тяготах их земного бытия. Только в наши дни по крупицам, по разрозненным воспоминаниям удалось воссоздать картину событий восьмидесятилетней давности.
На Пасху 1919 года комиссары и безбожники устроили шабаш в Сергиевом Посаде с разоблачением чудес. Рака с мощами была выставлена на глумление толпы. Хулителям казалось, что подобное действо должно навсегда убить в посадцах веру в святыни и чудеса. Но чудо все-таки произошло. Вакханалия была снята на пленку привезенным из Москвы кинооператором. Пленку проявили. Но в тот момент, когда на ней пошли кадры, запечатлевшие сам момент глумления, пленка оказалась засвеченной. На этом беснование не закончилось, и через год, 20 апреля 1920 года, Троице-Сергиева Лавра была закрыта.
Глава Преподобного, убереженная от надругательства, секретно хранилась в ризнице вплоть до закрытия Лавры. В 1920 году Ю.А. Олсуфьев, поместив ее в дубовый ковчег, перенес в свой дом на улице Валовая в Посаде, ставшем Загорском. В 1928 закрутилось "сергиево-посадское дело", пошли массовые аресты "бывших". Ковчег со святыней закопали в саду дома Олсуфьевых, и никто из причастных к тайне не выдал ее на допросах. В то время существовал еще Политический Красный Крест и его добрый гений Е.П. Пешкова, благодаря которой удалось сберечь жизнь многим посадцам, в том числе графу Осуфьеву, которому, однако, пришлось скрыться в Нижнем Новгороде. В начале 30-х годов накатилась новая волна арестов, в1933 году был арестован П.А. Флоренский. В посадскую тайну посвятили Павла Александровича Голубцова, ставшего позже архиепископом Новгородским и Старорусским*. Голубцов тайно перенес ковчег со святыней из олсуфьевского сада и сокрыл его в окрестностях Николо-Угрешского монастыря под Люберцами. "Когда я ее нес, она казалась мне необыкновенно тяжелой",- рассказывал он своему однокурснику по семинарии - будущему митрополиту Питириму (Нечаеву)...
Видимо, Богу было угодно, чтобы именно через него являлись миру хранимые от поругания мощи святых. Именно при нем, в конце 50-х - начале 60-х Новгородский краеведческий музей вернул Церкви мощи святого Никиты Новгородского. Владыка, когда он обтирал их розовой водой, увидел кровь, которая запеклась на виске нетленной Главы святого. Эта кровь на мощах - свидетельство свершившегося чуда: она, видимо, выступила здесь тогда, когда кто-то их кощунственно ударил.
В связи с мощами Никиты Новгородского, по воспоминаниям владыки Сергия, произошла и другая история. Однажды к нему пришла прихожанка и принесла палец, оторванный от мощей святого. "Откуда он у тебя?"- спрашивает владыка. "Да он,- говорит,- у меня во время войны оказался. Тогда в Новгороде стояли немцы. Они зашли в музей, разглядывали там мощи. Один отломил от них палец, а другой отобрал его, отругал и вернул святыню мне: "Он, мол, протестант, ничего не понимает, а я - католик, я-то понимаю, что это святыня. Возьми, сбереги". Так вот, потом, когда музей вернул Церкви мощи святого, Владыка приложил к ним возвращенный палец, а жилку от него благоговейно отстриг ножницами и передал тогдашнему Патриарху Алексию (Симанскому). Кроме мощей Никиты Новгородского, он получил еще и частицы мощей апостолов Петра и Павла, принадлежавших погибшему в Новгороде немцу: эти крошечные частицы были запаяны в воске и прилеплены к бумажке. Словом, епископ Новгородский и Старорусский был человеком, к которому святыни стекались сами, давались ему в руки. Так что не случайно он, владыка Сергий, оказался одним из немногих, кто погребен в самой Лавре, у алтаря Святодуховской церкви.
Вскоре П.А. Голубцов также был арестован, а из заключения попал на фронт, где служил санитаром. После демобилизации он перенес дубовый ковчег в дом племянницы Олсуфьева Е.П. Васильчиковой. Когда попытались расспросить Екатерину Павловну незадолго до ее кончины о тех событиях, она пришла в ужас: как стало известно о тайне?
Екатерина Васильчикова также проходила "по сергиево-посадскому делу". Юная девушка уже тогда догадывалась о тайне, связавшей ее родных и друзей. На допросах она держалась независимо и достойно. Взяли ее за "голубую кровь", как же - в родстве с самим Иваном Грозным, Рюриковна, одним словом. Чудом, с помощью Е.П. Пешковой Кате Васильчиковой удалось избежать лагерей.
А уже после войны, вернувшись с фронта перенес ковчег в дом Екатерины Павловны Васильчиковой, которая оставалась последней хранительницей святыни до тех пор, пока Глава не вернулась, наконец, в Лавру. С трепетом говорила Екатерина Павловна о том, как хранила ковчег, поставив на него для конспирации цветочный горшок. Словно тепло какое шло от того места, вспоминала она. Домашний цветок семейства лилейных жил на окне квартиры Васильчиковых в высотке на Красной Пресне. Цветок подсыхал и умер вслед за своей хозяйкой несколько лет назад.
В первый послевоенный год, 21 апреля 1946 года, на Пасху, была вновь открыта Троице-Сергиева Лавра. Мощи ее основателя Сергия Радонежского из музея вернулись на свое место в Троицком соборе с благословения Патриарха Алексия Первого. Вернулась на свое место и Глава, и снова все произошло в тайне - времена были сталинские. Об этом не суждено было узнать вдохновителям и охранителям тайны архимандриту Крониду и священнику Павлу Флоренскому. Они приняли мученическую кончину почти в один день. Архимандрит Кронид был расстрелян 10 декабря 1937 года и погребен в Москве. П.А. Флоренский погиб на Соловках 8 декабря 1937 года, место его захоронения неизвестно. Сохраненная ими святыня вернулась на свое место, в сердце русского православия, город, которому недавно вернули его подлинное имя - Сергиев Посад.
О подлинности святыни свидетельствует свежий след, оставленный на верхнем позвонке останков: при жизни преподобный страдал болезнью костей, и верхний позвонок прирос к основанию черепа. Чтобы отделить пречестную голову, заговорщикам пришлось использовать церковное копие, оставившее стигмат - мету, нанесенную в глухую апрельскую ночь, когда обреченных священников и прихожан связала сакральная тайна, пронесенная ими через всю их мученическую и праведную жизнь.
По семейным легендам, дед записал ее, эту историю на листке бумаги, который нам, однако так и не удалось обнаружить в его архиве. Игумен Андроник (Трубачев) обмолвился об этом эпизоде лишь мельком, буквально в одной фразе своего предисловия в первому тому сочинений Флоренского.
Этот гениальный ход напоминает фрагмент из "Иконостаса" П.А. Флоренского, где он рассуждает о гравюре. Гравюра, говорит он, в собственном смысле слова совсем не то, что мы называем гравюрой - отпечаток на бумаге, а то, что вырезано на металле или дереве. А отпечаток - это уже иное, что может служить доказательством подлинности гравюры. Аналогично - в качестве завета - ломали монету, а потом, когда разломившие ее люди находили друг друга, они соединяли в одно целое разломленные половинки. Так и здесь: метки от копьеца на позвонках и на Главе Мощей святого являются доказательством их единства. Таким образом, рассуждения П.А. Флоренского в "Иконостасе" определенно звучат как указание и неоспоримое доказательство. Возможно, это было, а заранее просчитано и подготовлено отцом Павлом Флоренским, позже написавшем об этом в своем труде.
Удивительно или, лучше сказать, промыслительно, но подобное случилось в наши дни с мощами другого почитаемого на Руси святого. На Рождество в 1991 году на чердаке музея истории религии и атеизма в Ленинграде был обнаружен мешок с костями и записка "Серафим". До сих пор неизвестно имя того, кто спас от уничтожения в 1920 году мощи Серафима Саровского. В год их обретения через всю Россию в Дивеево прошла процессия с мощами Преподобного, предсказавшего "Пасху посреди лета". Теперь мы знаем имена тех, кто сохранил святыню Троице-Сергиевой Лавры. Православная церковь воздает им должное, славя в своих молитвах. Мы, миряне, в 60-летие их мученической кончины, склоняем голову в память о них и их подвижничестве.
"Праведники церковные живы для живых и мертвы для мертвых,- писал в "Столпе и утверждении истины" П.А. Флоренский.- Для потемневшей души лики угодников темнеют, для параличной - тела их застывают в жуткой неподвижности... Но ясные очи по-прежнему видят лики угодников сияющими "как лицо ангела"..."
Павел Васильевич Флоренский, Татьяна Алексеевна Шутова
Москва, 2000 г.
Опубликовано в Журнале «Русскiй Мiръ» №1 за 2002 г.)
Биографическая справка:
Флоренский Павел Васильевич (р. 1936)
Современный русский учёный. Доктор геолого-минералогических наук, профессор. Академик Российской академии естественных наук, Международной славянской академии наук, член Союза писателей России.
Шутова Татьяна Алексеевна
Член Союза писателей России
* Комментарии протодиакона Сергия Голубцова:
Голубцов Павел Александрович, впоследствии архиепископ Новгородский и Старорусский Сергий (1906-1982) - один из главных действующих лиц той чудесной истории, о которой вы узнали, - был моим дядей. Я много лет собирал материалы по истории Троице-Сергиевой Лавры и могу кое-что дополнить к прочитанному вами.
Прежде всего - о той миссии, которую предначертано было исполнить П.А. Голубцову. Совершенно очевидно, что архимандрит Кронид и отец Павел Флоренский спасая Пречистую Главу Преподобного, понимали, какая судьба их может ждать. И они не могли не думать о том, чтобы передать эту тайну тому, у кого было больше шансов уцелеть. Таким человеком и стал Павел Александрович Голубцов, сын профессора Московской Духовной академии.
Когда ему поручили его миссию? Это могло произойти до 1930 года - до ареста П.А. Голубцова или же после 1933 года, когда он вернулся из ссылки из Архангельской области. После ссылки он жил под Москвой и работал художником. Думаю, что вероятнее второе: до 1930 года он был слишком молод. Доверить ему эту святую тайну мог Ю.А. Олсуфьев, которого И.Э. Грабарь устроил в реставрационные мастерские. Потом он трудился в Третьяковской галерее - до ареста и расстрела в 1938 году. Они могли встречаться в Центральных реставрационных мастерских или в Третьяковке. Времени для встречи с П.А. Голубцовым было достаточно.
Будущий владыка Сергий остался единственным хранителем тайны. В 1941 году он ушел на фронт, служил санитаром. Судьба сохранила его на бранных полях - и, демобилизовавшись, он исполнил дело, порученное ему. Много лет спустя, незадолго до кончины владыко Сергий доверил тайну избранным из своих духовных детей. Они и донесли до нас эти удивительные подробности: П.А. Голубцов хранил священный ковчег на полке, за книгами; а переносил он из укрытия Главу Преподобного в простой невзрачной сумке, для маскировки завернув ковчег в газету…
Сокрытое чудо
8 декабря 1997 года исполнилось 60 лет со дня гибели отца Павла Флоренского. До сих пор мало кто знал, что с его именем связана одна из таинственных, загадочных историй – история сохранения Честной Главы Преподобного Сергия, одного из самых чтимых русских святых. Предание об этом долгие годы хранилось в семье Флоренских. Его-то и поведал нашему корреспонденту Павел Васильевич ФЛОРЕНСКИЙ – внук отца Павла и известный учёный, приложивший немало усилий для издания трудов своего деда.
- Сберечь от поругания Честную Главу Преподобного Сергия – это, конечно, подвиг. Как вам, Павел Васильевич, довелось узнать и сохранить эту историю, чтобы теперь, через нас, журналистов, поведать о ней почитателям церковных святынь?
Эту историю я «копал» с детства. Её участники и свидетели свято хранили данный ими обет молчания, так что узнать некоторые её подробности мне удалось только в самое последнее время, когда уже ушли в мир иной все, кто был связан клятвой. Но с начала – о том, как всё произошло.
В Лазареву субботу 1919 года (то есть накануне предпасхальной Страстной Седмицы) в дверь дома на Дворянской в Сергиевом Посаде постучали. Это к отцу Павлу пришла соседка, прихожанка, и рассказала ему об услышанном телефонном разговоре, который её зять вёл с Москвой. Речь в нём шла о готовящемся перед Пасхой глумлением над Мощами Преподобного.
Учительствовавший в Загорске Сергей Алексеевич Волков1 (кстати один из тех немногих, кто не оставлял нашу семью своим вниманием) рассказывал: эта женщина умоляла отца Павла «что-то сделать», протестовать, но Флоренский в ответ только отводил глаза в сторону и что-то невразумительно говорил о том, что надо, мол, смириться, что надо молиться…Его собеседница была явно недовольна.… В таком виде этот рассказ и сохранился в воспоминаниях, хотя на самом деле, по всей видимости, отец Павел сразу же поспешил в Лавру, где в келье её наместника, архимандрита Кронида, прошло тайное совещание, участником которого, помимо отца Павла и отца Кронида, был член Комиссии по охране памятников истории и старины Троице-Сергиевой лавры Ю.А.Олсуфьев; и, предположительно, члены Комиссии граф В.А.Комаровский, а также С.П.Мансуров и М.В.Шик, ставшие впоследствии священниками. Тогда же, после того келейного совещания, эти люди тайно вошли в Троицкий собор, где, сотворив молитву у раки с Мощами Преподобного, отделили от них Главу Святого, вместо которой положили голову погребённого в Лавре князя Трубецкого. А Главу Преподобного схоронили в ризнице. Все участники этого действа связали себя, по-видимому, страшным обетом молчания, которого никто из них никогда не нарушил.
- А что произошло дальше?
- В ризнице эта часть Мощей хранилась недолго – только до 20 апреля 1920 года: в тот день Лавра была закрыта. Накануне граф Олсуфьев извлёк святыню из ризницы, поместил её в дубовый ковчег, который перенёс в свой дом на улице Валовой в Сергиевом Посаде. В 1928 году, когда по городу прокатилась волна арестов, ковчег со святыней Олсуфьев закопал у себя в саду. В 1933 году, уже после ареста отца Павла (а графу Олсуфьеву пришлось бежать из Посада и скрыться в Нижнем Новгороде), в тайну святыни посвятили и Павла Александровича Голубцова, будущего владыку Сергия – епископа Новгородского и Старорусского. Я был с ним хорошо знаком: он был моим духовником.
- Он-то и поведал вам эту тайну?
- Нет, что вы! Он, как и все, молчал. И только иногда, по каким-то его проговоркам, я догадывался, что он знает что-то необыкновенное. Расскажу вам о владыке Сергии, это очень важно. Видимо, Богу было угодно, чтобы именно через него являлись миру хранимые от поругания мощи святых. Именно при нём, в конце 50-х – начале 60-х Новгородский краеведческий музей вернул Церкви мощи святого Никиты Новгородского. Владыка, когда он обтирал их розовой водой, увидел кровь, которая запеклась на виске нетленной Главы святого. Эта кровь на мощах – свидетельство свершившегося чуда: она, видимо, выступила здесь тогда, когда кто-то их кощунственно ударил.
В связи с мощами Никиты Новгородского, по воспоминаниям владыки Сергия, произошла и другая история. Однажды к нему пришла прихожанка и принесла палец, оторванный от мощей святого. «Откуда он у тебя?» - спрашивает владыка. «Да он, - говорит, - у меня во время войны оказался. Тогда в Новгороде стояли немцы. Они зашли в музей, разглядывали там мощи. Один отломил от них палец, а другой отобрал его, отругал и вернул святыню мне: «Он, мол, протестант, ничего не понимает, а я – католик, я-то понимаю, что это святыня. Возьми, сбереги». Так вот, потом, когда музей вернул Церкви мощи Святого, владыка приложил к ним возвращённый палец, а жилку от него благоговейно отстриг ножницами и передал тогдашнему Патриарху – Алексию (Симанскому). Кроме мощей Никиты Новгородского, он получил ещё и частицы мощей апостолов Петра и Павла, принадлежавших погибшему в Новгороде немцу: эти крошечные частицы были запаяны в воске и прилеплены к бумажке. Словом, епископ Новгородский и Старорусский был человеком, к которому святыни стекались сами, давались ему в руки. Так что не случайно он, владыка Сергий, оказался одним из немногих, кто погребён в самой Лавре, у алтаря Святодуховской церкви.
-А чем вообще объясняется столь благоговейное, трепетное отношение к мощам?
-Вся эта история, которую я вам рассказал, имеет более серьёзный смысл, чем простое уважение к святыне. Когда-то Л.Н.Гумилёв так объяснял мне закон энтропии: «Энергия тратится, теряется, всё осредняется и разрушается. Чтобы жизнь продолжалась, нужна подкачка энергии, энергии божественной. Физически нас обогревает солнце, а духовно? Мы можем не только ощущать излияние на Землю божественной энергии, но и видеть, как она становится – веществом Тела и Крови Христовых, в которые обращаются хлеб и вино в момент их пресуществления в таинстве Евхаристии. Говорят, что Земля разрушится, если хотя бы один день и хотя бы в одном храме не будут служить литургию». Так вот, чаша со Святыми Дарами, поставляется на антиминс – то есть плат с мощами. Следовательно, обращённые к апостолу Петру слова Христа («Ты камень, на котором Я воздвигну Мою Церковь») имеют не только символический, но и буквальный смысл: без мощей невозможно пресуществление, невозможна сама литургия.… Следовательно, существование мощей – это возможность Земле быть. Поэтому их уничтожение – это одно из самых страшных преступлений или несчастий, в том числе и экологических. В этом смысле то, что совершили отец Павел и его сподвижники, обретает поистине космическое значение.
- Возвратимся же к той истории. Что стало с Главой Преподобного Сергия, когда Павла Голубцова, будущего епископа, посвятили в её тайну?
- Он успел тайно перенести ковчег со святыней из олсуфьевского сада и сокрыть его в окрестностях Николо-Угрешского монастыря под Москвой. «Когда я её нёс, она казалась мне необыкновенно тяжёлой», - рассказывал он своему однокурснику по семинарии – будущему митрополиту Питириму (Нечаеву)… А уже после войны, вернувшись с фронта, П.А.Голубцов перенёс ковчег в дом Екатерины Павловны Васильчиковой2, которая и оставалась последней хранительницей святыни до тех пор, пока Глава не вернулась, наконец, в Лавру. Когда я попытался расспросить Екатерину Павловну об этой истории (вскоре после нашей встречи она скончалась), она пришла в ужас: откуда мне известно о тайне?
- Выходит, что Глава Преподобного Сергия, как великая святыня, передавалась от одного хранителя к другому.… Когда же она всё-таки вернулась в Лавру?
- Произошло это после войны, в 1946 году. На Пасху, 21 апреля, Лавра была вновь открыта, а вскоре Мощи Преподобного были возвращены монастырю. Тогда же – тоже втайне Е.П.Васильчикова возвратила Патриарху Алексию I Главу Преподобного, и Патриарх благословил возложить её в раку на её место. Так завершилась эта история, окончания которой не довелось узнать её вдохновителям и исполнителям – ни архимандриту Крониду, ни погибшему почти день в день с ним отцу Павлу.
- Сохранились ли какие-нибудь иные, кроме устных преданий, свидетельства достоверности этой истории?
- По семейным легендам, дед записал её, эту историю, по-гречески на листке бумаги, который нам, однако, так и не удалось обнаружить в его архиве. Игумен Андроник (Трубачёв) обмолвился об этом эпизоде лишь мельком, буквально в одной фразе своего предисловия к первому тому сочинений Флоренского. Об этой истории рассказала Т.А.Шустова (5 декабря 1997 года в «Российской газете»). Ну а я … я только тогда, когда всё до конца прояснилось, понял, около каких сокровищ «информационного золота» я рос! Только тогда-то я понял, какие люди, хранители какой тайны, меня окружали! Впрочем, существует одно – и важнейшее!- доказательство подлинности всего того, о чём я вам рассказывал. Дело в том, что в старости Преподобный Сергий страдал болезнью костей, отчего верхний его позвонок прирос к основанию черепа. Так вот, чтобы отделить от Мощей Честную Главу, отцу Павлу и его сподвижникам пришлось применять церковное копьецо, каким из просфоры вырезается частица, которая потом опускается в чашу причастия и становится Телом Христовым. Это самое копьецо и оставило на Мощах мету-стигмат, по которой можно с абсолютной точностью доказать принадлежность Главы остальным Мощам.
Этот гениальный ход напоминает тот фрагмент из «Иконостаса» Флоренского, где он рассуждает о гравюре. Гравюра, говорит он, в собственном смысле слова совсем не то, что мы называем гравюрой. Гравюра – это не отпечаток на бумаге, а то, что вырезано на дереве или металле. А отпечаток – это уже иное, что может служить доказательством подлинности самой гравюры. Аналогично – в качестве завета – ломали монету, а потом, когда разломившие её люди находили друг друга, они соединяли в одно целое разломленные половинки. Так и здесь: метки от копьеца на позвонках и на Главе Мощей святого являются доказательством их единства. Таким образом, рассуждения деда пригодились уже в качестве мистического и неоспоримого доказательства – пригодились много десятилетий спустя. Возможно, это было не делом случая, а заранее просчитано и подготовлено дедом.
- Известно, что вы приложили немало усилий, чтобы попытаться установить место погребения отца Павла Флоренского. Будет ли производиться перезахоронение?
- Знаете, а может быть не стоит заниматься перезахоронениями? Хотя это сейчас и принято. Там, в братской могиле, где покоится отец Павел, он лежит вместе с другими – такими же, как и он, мучениками – братьями по гибели. Так имеем ли мы право тревожить этот их вечный и священный покой? Это же святотатство! Хватит и фарса со скелетами, приписываемыми членам царской семьи!
- В записях отца Павла есть слова о том, что его начнут понимать через полвека. Как вы думаете, сбываются ли теперь его предвидения? И не является ли теперешний интерес к его личности не более, чем модой?
- Модой? Да хоть бы и так. Мода – это, по сути, высший показатель признания. Крест на груди, бывает, тоже носят по моде, но в итоге он и сам оказывает духовное влияние на человека, хотя сам он об этом, может быть, и не подозревает. Так и здесь: имя Флоренского стало расхожим и оказалось в наши дни в ряду других, знаковых для нашей культуры имён. А то, что таинственное переплетено в нашей жизни с обыденным, - в этом и вся суть того, что мы называем чудом.
1 С. А. Волков. Последние у Троицы. М.- СПб., 1995.
2 Е.П.Васильчикова (1906 – 1994) после революции 1917 года отказалась покинуть Россию. В 1917 году её удочерил Ю.А.Олсуфьев. Незадолго до смерти Екатерина Павловна ушла в монастырь под Малоярославцем. Эти сведения сообщил редакции протодиакон Сергей Голубцов – хранитель ценнейшего архива по истории Троице-Сергиевой лавры. К сожалению, ему до сих пор не удаётся издать эти материалы. – Прим. ред.
Исполнивший завет
Комментарий протодиакона Сергея ГОЛУБЦОВА
Голубцов Павел Александрович, впоследствии архиепископ Новгородский и Старорусский Сергий (1906-1982) – один из главных действующих лиц той чудесной истории, о которой вы сегодня узнали, - был моим дядей. Я много лет собирал материалы по истории Троице-Сергиевой лавры и могу кое-что добавить к прочитанному вами.
Прежде всего - о той миссии, которую предначертано было исполнить П.А.Голубцову. Совершенно очевидно, что архимандрит Кронид и отец Павел Флоренский, спасая Пречистую Главу Преподобного, понимали, какая судьба их может ждать. И они не могли не думать о том, чтобы передать эту тайну тому, у кого было больше шансов уцелеть. Таким человеком и стал Павел Александрович Голубцов, сын профессора Московской Духовной академии.
Когда ему поручили его миссию?
Это могло произойти до 1930 года – до ареста П.А.Голубцова – или уже после 1933 года, когда он вернулся из ссылки, из Архангельской области; после ссылки он жил под Москвой и работал художником. Думаю, что вероятнее второе: до 1930 года он был слишком молод. Доверить ему святую тайну мог Ю.А.Олсуфьев, которого И.Э.Грабарь устроил в реставрационные мастерские. Потом он трудился в Третьяковской галерее – до ареста и расстрела в 1938 году. Они могли встречаться в Центральных реставрационных мастерских или в Третьяковке. Времени для встречи с П.А.Голубцовым было достаточно.
Будущий владыка Сергий остался единственным хранителем тайны. В 1941 году он ушёл на фронт, служил санитаром. Судьба сохранила его на бранных полях – и, демобилизовавшись, он исполнил дело, порученное ему. Много лет спустя, незадолго до кончины, владыка Сергий доверил тайну избранным из своих духовных детей. Они и донесли до нас эти удивительные подробности: П.А.Голубцов хранил священный ковчег на полке, за книгами; а переносил он из укрытия Главу Преподобного в простой, невзрачной сумке, для маскировки завернув ковчег в газету…
Записала О.ГАЗИЗОВА
© «Наука и религия», № 6, июнь 1998 г.