Поэт, писатель, музыкант, журналист, юрист... Автор огромного количества статей, книг, песен и стихов. Эгоист и циник с доброй душой. Лидер группы DE'CAHT.
Сайт: desant.kroogi.ru
24 November 2009
А.Градский - "Мастер и Маргарита"
Есть произведения, которые долго "вылеживаются" и в итоге становятся "главным делом жизни" автора. Как "Темная башня" Стивена Кинга закончить которую автору, к сожалению, помогла лишь страшная травма, полученная в результате аварии: Кинг смекнул - а ну как помрет, а столь любимый читателями многотомник так и останется неоконченным. И закончил - скомканно, неровно - зато теперь пребывает в спокойствии и пишет романы, вполне достойные тех, с которых когда-то начинал.
Примерно та же история случилась с Александром Градским. Начав писать (и записывать) оперу "Мастер и Маргарита" - подошел момент, когда стало ясно: или сейчас, или никогда. Через пару лет - голос уже не вытянет то, что для него было написано (отдельные партии Мастера и Иешуа, спетые Градским, как раз и записаны не сегодня, а именно, что много лет назад, когда вокальная форма автора была возрастно гораздо лучше сегодняшней). И опера - наконец-то вышла.
Немного пугает состав исполнителей - кого тут только нет! И Андрей Макаревич, и Александр Кутиков, и Николай Фоменко, и Иосиф Кобзон, и Ирина Камбурова, и даже скончавшийся аж в 1993 г. Георгий Милляр (понимаете, когда процесс затевался-то?). Из всех вышеозначенных заметить "невооруженным глазом" можно только Фоменко, который поет одну из центральных партий - Коровьева, и Иосифа Кобзона, спевшего партию Каифы, остальные же появляются, что называется, "в маленьких ролях" и сходят со сцены, пропев или произнеся одну-две фразы.
Царит здесь, конечно, Градский. Именно он поет партии Воланда, Мастера, Иешуа и Бегемота. Поет разными тембрами, но с одинаковой - "градской" - манерой подачи: форсированно, активно, порой - до навязчивости. Более того, эту же манеру подачи он проецирует и на остальных исполнителей, поэтому уже первая сцена: триалога Воланда, Берлиоза и Бездомного на Патриарших - вызывает ощущение выступления хора Градских по руководством Градского же.
Тем не менее, работа, конечно, произведена колоссальная, прежде всего потому, что перед нами - шесть часов оригинальной музыки. Множественность и полистилистичность тем, неизбежные цитаты из советской музыки 20-х - 30-х годов - звуковое полотно, созданное Градским, по сути и есть главная ценность оперы. Оперы, которая, кстати, вполне может быть поставлена на сцене, и скажу не таясь - мне лично было бы очень интересно посмотреть именно на сценическое воплощение "Мастера", где Градский, например, оставил бы за собой одну из основных партий, а остальные - передал бы другим певцам и актерам. Все это возможно, структура произведения позволяет.
На что похож "Мастер" Градского? В нем есть что-то от произведений Мишеля Берже (массовые сцены), что-то - от "Детей Розенталя" (контрапункты и оркестровый диссонанс в необходимых местах), что-то - даже от произведений Алексея Рыбникова - склонность к гармонической "нелогичности" в целях подчеркивания внутренней помпезности произведения. Варьете Воланда, балаган, со сменяющими друг друга известными лицами, где по центру - одна большая, местами даже зловещая фигура. Вполне оправданная. Мощнее Градского у нас никто не пел.
9 комментариев
А будет ли разбор? Понотный, побуквенный? Или не хочется заранее портить отношения с возможным в будущем Кумиром? :)
Для меня тяжело слушать было в основном из-за этой самой узнаваемой "подачи Градского". Это моё субъективное ощущение, но часто кажется, что поёт он с удавкой на шее, с перетянутыми связками. А ведь может и по-другому. Где-то на полках лежит один из любимых дисков, миньон "Скоморохов" (Градский-Иванов-Фокин. Фокин когда-то своей игрой еще в "Цветах" Намина сподвигнул… читать полностью
@Lio, разбирать пластинку понотно - дело неблагодарное, и смысла не имеющее. Это уже патологоанатомия какая-то получается. Я лишь излагаю свое впечатление.
Пластинку послушал четыре раза, Маргарита, кстати говоря, очень хорошая, талантливая Маргарита.
Но отчетливо слышно, где поет "сегодняшний" Градский, а где Градский нескольких лет давности. Голос все-таки с возрастом, к сожалению, меняется, это физиология.
И хорошо, что Александр сумел записать и выпустить эту вещь. Зафиксировать, так сказать.
--------
Что касаемо хороших воплощений - в театре на Юго-западе БЫЛ спектакль. То, что там сейчас идет - жалкий осколок того, что было: мистического пятичасового действа. Очень точного. Очень красивого. Но - было давно, 16 лет назад...
Паш, ты будешь смеяться, но ты не угадал с тем, где поёт "сегодняшний" Градский, а где "вчерашний". Спроси у АБГ на досуге. :))
Касаемо "Мастера" в Театре на ЮЗ - это, ИМХО, лучшее, что сделал Белякович. Ты прав, 15 лет назад - это было гениальное воплощение.
@Сквозь, а как удалось определить,что я не угадал? :)
Я же не писал, в каких местах поет "сегодняшний", а в каких - "вчерашний" Градский? :)))) Я же сказал "отдельные партии" - а не "все партии".
:))))
Будет возможность поговорить с Градским - поговорю с удовольствием. Пока возможности не было, но изыскиваю!
@Сквозь, от ТОГО "Мастера" не осталось ничего.
Есть видео 2003-го года, где Виктор Васильевич Авилов уже себя не очень хорошо чувствует, где Сергей Белякович играет Берлиоза. а не Азазелло, где играется уже "короткая" - с одним антрактом - версия спектакля... :(
Но были и еще сильные спектакли. Я любил "Кукол" 2004-го года, когда там еще играл Анатолий Иванов, да и были живы Владимир Коппалов и Михаил Докин. Сейчас - жду только финального монолога на этом спектакле...
Но и в 80-е - 90-е было, было... Были "Калигула" и "Мольер", была "Трилогия", был "Эскориал"...
Сейчас, к сожалению, многое ушло. Многое, если не все...
Они переписывались. ВСЕ партии. Добавлялись нюансы, расширялся смысл.
*перезаписывались* многократно...
@Сквозь, верю. Но, насколько мне известно, в финальный микс вошли, в том числе, и фрагменты записей 93-го года. Во всяком случае - разница в голосе слышна.
Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно войти или зарегистрироваться.