Поэт, писатель, музыкант, журналист, юрист... Автор огромного количества статей, книг, песен и стихов. Эгоист и циник с доброй душой. Лидер группы DE'CAHT.
Сайт: desant.kroogi.ru
7 November 2009
Виктор Пелевин - t
Новый роман Пелевина ждали – и как-то не верили, что Пелевин может быть настолько «скорострелен». Вроде бы совсем недавно случился пухлый «Ампир V» (это если не считать сборника "П5" и томика в "Антологии сатиры и юмора"), а вот уже на подходе – новое произведение с рекордным по протяженности и подробности названием – “t”.
В центре повествования – история некоего Графа Т по прозвищу Железная Борода. Граф Т чрезвычайно стремится в Оптину Пустынь (что это такое ни сам граф, ни окружающие его персонажи не знают и объяснить не могут). Однако графу совершенно неожиданно встречается существо по имени Ариэль, представляющееся ему каббалистическим демоном. Ариэль на самом деле к каббалистике имеет мало отношения (нельзя при этом сказать, что не имеет вообще), а является попросту автором заказного романа о похождениях графа Т, да не просто автором – а предводителем группы авторов… И начинается захватывающая история противостояния автора и персонажа, в которой пути графа Т пересекутся с монахами-иноверцами, поклоняющимся идолу с кошачьей головой, княжной Таракановой, Федором Михайловичем Достоевским, ставшим по воле все той же группы авторов персонажем оригинального самодержавно-народного FPS-шутера, карликами-дикарями, говорящей лошадью, склоняющей графа к скопчеству, а также – с самим Василием Ивановичем Чапаевым, еще не испробовавшим вкуса вод Условной Реки Абсолютной Любви. Одним словом – дискурс вне гламура, Пелевин дистиллированный, одна штука.
И, тем не менее, “t” – роман значительно более глубокий, чем все предыдущие книги Пелевина. Прежде всего потому, что в книгах Виктора Олеговича ничто и никогда не происходит просто так – ради, собственно, действия, экшена, движения или популярности. Каждый поворот сюжета у Пелевина логичен, обоснован и наполнен смыслом – начиная от выбора в качестве главного героя персонажа подозрительно похожего на Льва нашего Николаевича, до – конечной точки, квинтэссенции пути – Оптиной пустыни, познать которую, описать и постичь – невозможно, она является своеобразным макгаффином этого произведения.
И поневоле задумываешься – а почему именно так, почему за традиционной пелевинской иронией – порой весьма жесткой – скрывается именно этот образ, именно такой символ? Где традиционные восточные мотивы, где карманный буддизм, где, в конце концов, активные действия ламы Джамбона (который присутствует в романе, но в итоге – скрывается от графа Т, напуганный его поведением под воздействием химических расширителей сознания)? Есть лишь попытки осознания и познания Демиурга, попытки представить себя всеобщим Читателем всеобщего Романа, написанного группой Писателей без имен и опознавательных знаков. Но это – не столько попытка заменить собой Бога (или даже тщетное в гордыне своей приближение к Его познанию), нет – это просто закрытые двери по пути в Оптину пустынь.
Просто Пелевин, возможно, сам того не ведая, написал самый откровенный и самый русский из своих романов – роман не столько о поиске и постижении (или невозможности этого поиска и постижения), а роман об Истине. И если Петру Пустоте в свое время все растолковали и Чапаев, и Котовский, и барон Унгерн, а молоденького вампира пестовали Бальдр и Иегова, то графу Т никто ничего не объяснил. И достичь Оптиной пустыни ему – невозможно.
Может быть потому, что именно она – единственный реальный объект романа, не являющейся плодом чьей либо – индивидуальной или коллективной, не важно – фантазии.
Комментариев нет
Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно войти или зарегистрироваться.