Поэт, писатель, музыкант, журналист, юрист... Автор огромного количества статей, книг, песен и стихов. Эгоист и циник с доброй душой. Лидер группы DE'CAHT.
Сайт: desant.kroogi.ru
30 October 2009
Заявленная как первый российский фильм компании Disney, "Книга мастеров" изначально претендовала на звание одного из главных кинособытий окончания года - noblesse oblige. И масштаб, и амбициозность проекта завораживали - фильм позиционировался как традиционная диснеевская сказка, основанная на русской традиции: коктейль, в самом деле, неоднозначный. Неудивительно, что имелись некоторые сомнения в его удобоваримости.
Но - сперва немного о жанре: любая диснеевская сказка всегда развивается по строго определенным законам сюжета, и эти законы не нарушаются со времен "Белоснежки". Старина Уолт мыслил не только как режиссер, но прежде всего - как продюсер.
В диснеевском фильме обязаны быть: а) два финала - ложный промежуточный, когда, кажется, все хорошо, и все проблемы решены, но не тут-то было, потому как откуда ни возьмись всплывает Очень Большая Проблема, и ее-то все герои скопом будут решать вплоть до финала настоящего; б) "традиционно диснеевские персонажи" - комические увальни, на долю которых придется львиная доля всех гэгов фильма, в) должно быть реализовано главное правило Диснея - никаких явных убийств. То есть главного злодея прикончить, конечно, можно и нужно, но сделать это надо очень аккуратно, чтобы, как говорится, никто не догадался, а злодей, в случае чего, мог еще немного похулиганить в сопутствующих материалах - книжках, комиксах, а коли повезет - то и в сиквеле.
Кроме того, в диснеевском фильме просто обязаны быть звезды. В идеале (как, например, было с «Королем-львом») – ни об одном артисте нельзя спросить «кто это?» - но стопроцентно «звездный» проект в наше кризисное время вещь, понятное дело, если не нереальная, то уж, во всяком случае, сложнодостижимая. Хотя в российских реалиях – а почему бы, как говорится, и нет?
Ну и, конечно же, привязка к современности – не забываем, что именно Уолт Дисней был первым, кто внедрил в медиабизнес скрытую рекламу – разбойники из короткометражки про Али-бабу упоительно жрали акульи консервы, которые на следующий же день начали сметать с полок всех американских сепрмаркетов, и это в не пышущие благосостоянием послевоенные годы! Но в сегодняшних диснеевских фильмах продакт-плейсмента нет и в помине, а вот аллюзии с сегодняшним днем, с текущими реалиями – просто обязаны быть вкраплены в сюжет.
А теперь, собственно, о том самом сюжете. Сюжет, надо сказать, запутанный: в некотором царстве, в некотором государстве живет Каменная княжна (Ирина Апексимова), которая активно смотрится в волшебное зеркало (Валентин Гафт), рефлексирует по поводу собственного бессилия и вожделеет получить власть над всем миром. Зеркало с правильным еврейским акцентом напоминает княжне, что власть та получит лишь тогда, когда мастер-искусник оживит волшебный Алатырь-камень. С этой целью с регулярностью раз в полвека мастера похищаются прислужниками княжны под руководством некоего Янгула (Артур Смольянинов), но пока что все усилия тщетны – камень не оживает, мастера после череды неудачных попыток отправляются княжной в страну вечной охоты…
Параллельно разворачивается история юного камнереза Ивана, который попал в немилость местного барина (Леонид Куравлев), чуть не был сожран Бабой-Ягой (Лия Ахеджакова), пообщался с говорящим конем (Сергей Гармаш) и, естественно, влюбился в дочку Каменной княжны (Мария Андреева). Тут наготове и ложный финал – спасение Ивана от Бабы-Яги, ну и обещание свести в скором будущем счеты с Каменной княжной (она в свое время похитила отца Ивана (эта роль доверена неизвестному актеру по фамилии Абрамович), да и заморила в застенках, ибо камень Алатырь ивановому папаше не покорился) – но история продолжает раскручиваться, и Иван всенепременно встретится с Кощеем Бессмертным (Гоша Куценко), а также с Тридцать четвертым богатырем (Михаил Ефремов), на лице которого отразились все возможные и допустимые следы бесконечных алкотрипов с участием зелена вина отечественного и зарубежного производства. В финале, конечно же, все будут счастливы, добро победит зло, а бабушка-сказительница (Ольга Аросева) по традиции, заимствованной еще из киносказок Александра Роу, обратится ко всем зрителям из резного окошечка: мол, вот и сказке конец, а кто билеты купил, а не в торрентах кино скачал, тот, сами понимаете, молодец и законопослушный гражданин.
В целом – фильм смешной, порой даже - излишне смешной (возникает даже ощущение перенасыщенности его разнообразными гэгами), клипово смонтированный – мизансцены очень быстрые, потому и сюжет воспринимается как несколько «рваный», но тем не менее – перед нами хороший, крепкий образец современного, актуального семейного кино. И пускай армия Каменной княжны напоминает урукхаев из «Властелина колец», а ее замок выглядит точь-в-точь как Ортханк, понимаешь, что если это – первый шаг Disney на российскую землю, то почва, во всяком случае, не ушла из-под ног у компании. Подождем немного, авось, дальше выйдет поровней.
А дети на фильме смеются. И повизгивают в моментах, когда чуть-чуть страшно. Значит, все-таки – получилось. А для их родителей заготовлены визуальные бонусы в лице Марии Андреевой и Екатерины Вилковой в роли Русалки, невесты кощеевой (это для пап), ну и уже упомянутого Гоши Куценко, который как обычно харизматично блестит черепом и делает очень большие и проникновенные глаза (так что и мамы внакладе не останутся).
Смотреть можно всей семьей.
------------------
UPDATE: в статью вкралась досадная ошибка - кто заметил, молодец, кто не заметил - уже не увидит:)
4 комментария
Что-то по описанию мне заранее не нравится. Посмотреть надо. Мало ли отчего дети повизгивают... Они, если их щекотать, тоже повизгивают, так уж устроены.
Не нравится, потому что... Не по душе мне вот эта рассчитанность: Куценко - для мам (сразу представляется тот контингент, к которому не отношусь), Вилкова - для пап ("хватит на нее пялиться, за хлебом сходи!"), Ефремов - для ценителей алко-юмора и американцев, чтобы их не разочаровывать (мы ведь тут подовые пироги водкой запиваем, а как же). Не фильм, а супермаркет какой-то получается. Если вспомнить наш "Золотой ключик" - кто там для кого был? Каждый - для всех. Каждый актер сделал блестящую работу и впечатлил и мам, и пап, и бабушек, и детей. И смеялись все одновременно, и умилялись, и задумывались.
В общем, посмотреть надо. Что-то как-то... не знаю.
@Юлия Ародис, думать там не надо. Смешное легкое семейное кино. Очень клиповое, очень монтажно быстрое. Не слишком дорогое, но симпатичное.
Водки в кадре нету:)
Так все сказки по полочкам раскладывать дело не благодарное. Фильм кстати рассчитан только на нашу сцену?
Посмотрела сказку. Очень разочаровалась, лучше бы они сняли просто фильм по сказке Хозяйка медной годы и то лучше бы получилось. Не спорю есть конечно несколько смешных моментов. Но от фильма я ожидала большего. Разок можно его посмотреть )))
Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно войти или зарегистрироваться.