Павел Сурков
Павел Сурков

Поэт, писатель, музыкант, журналист, юрист... Автор огромного количества статей, книг, песен и стихов. Эгоист и циник с доброй душой. Лидер группы DE'CAHT.

Сайт: desant.kroogi.ru

Как еще можно читать

9 September 2009

Обзоры книг. Театральные следы.

Наталья Старосельская.
ВИКТОР АВИЛОВ
(серия "ЖЗЛ-малая серия")

Как-то не укладывается в голове тот факт, что в серии "Жизнь замечательных людей" начинают выходить биографии тех, кого ты еще несколько лет назад видел на сцене, в кино, кем восхищался и за чьим творчеством пристально следил... О том, что "ЖЗЛ" проявляет интерес к личности Виктора Авилова говорилось уже давно, книга же вышла только что - автором ее стала Наталья Старосельская, давний друг Театра на Юго-Западе, где играл Авилов, человек, знавший творчество актера, человек, посвященный во "внутреннюю кухню" театра и - самое главное! - человек, способный адекватно, без "желтизны", рассказать о творческом пути актера, не акцентируя повествование на отдельных закулисных фактах биографии, мало интересных кому-либо, кроме представителей бульварных листков.
Виктор Авилов принадлежал прежде всего к миру театра, а не кино - даже несмотря на то, что массовой публике он стал известен именно после своего появления на экране. Но он был прежде всего театральным актером, снимавшимся в кинокартинах - а театральное искусство одномоментно, спектакль существует только в момент его представления на сцене, завтра это может быть уже совсем другой спектакль... Как же написать биографию театрального актера, как в прямом смысле остановить время, показать динамику развития творческого пути, и при этом - соблюсти объективность?
Наталье Старосельской задача, в целом удалась: показан весь путь становления артиста - от студийных времен до профессиональной сцены. Есть и неожиданности - довольно много сказано о ролях Виктора не только в Театре на Юго-Западе, но и на сторонних площадках, в частности - в спектакле "Парфюмер" в постановке театра "Арт-Хаус", много сказано и о роли Воланда в постановке Русского независимого театра (напомню, Авилов играл Воланда и в Театре на Юго-Западе, но одной из последних театральных ролей его также стал Воланд, но в другой, антрепризной постановке, отличавшейся и по масштабам, и по внутреннему наполнению от того, что игралось репертуарно. И даже несмотря на то, что спектакль был антрепризным - Авилов и здесь сумел вложить в свою роль необычайный по мощи внутренний посыл, который всем запомнился - и артистам, игравшим с ним вместе, и зрителям, которые хотя бы раз видели его на сцене).
О кино в книге сказано совсем немного - и это, на мой взгляд, тоже правильно: сам Авилов мыслил себя прежде всего как театрального актера и хотел, чтобы его воспринимали именно в этом ключе. Однако последние годы его работы в театре в книжке практически обойдены стороной - ничего не сказано ни о съемках видеоверсии спектакля "Мольер", где Авилов выступил в роли режиссера-постановщика, да и в рассказ о репетициях последней роли - Пигмалиона в спектакле "Куклы" вкралась досадная ошибка смешения нескольких ролей... К числу недостатков можно отнести и довольно бедный иллюстративный материал - фотографий в книге немного, и подписи к ним тоже содержат ошибки.
Тем не менее, в целом - биография более чем достойная, и книгу можно смело рекомендовать всем любителям театра как одно из первых серьезных и крупных биографических исследований одного из самых заметных русских театральных артистов конца прошлого века.

4 комментария

  • Александр Кабанов
    Александр Кабанов 9 September 2009

    Отличный актёр был.Мощный.
    Павел,а в ваших обзорах будет худ.лит.?

  • Павел Сурков
    Павел Сурков 9 September 2009

    @big_nn, а то!

    Вот сейчас дочитаю акунинскую "Смерть на брудершафт" - и будет.
    Вместе с паланюковским "Снаффом".

  • radar_perm
    radar_perm 11 September 2009

    Если задуматься, все классики для своего времени были одни из многих. Говорят, Пушкин был не самый известный поэт своего времени, а гениальным его считали друзья и некоторые поклонники. Высоцкий был для кого-то просто поющий и сочиняющий артист. Они хорошо делали то, что им нравилось. Смогли выразить себя так, что окружающие увидели в них себя и своё время. Если оглянуться вокруг, то окажется, что один из нас настолько хорошо делает своё дело, что через 10 лет может оказаться классиком.

  • Лика Орешек
    Лика Орешек 4 December 2009

    @radar_perm, как хорошо Вы написали!
    Ещё у Акунина в "Коронации" было о том, что в каждом человеке есть особенные способности, но не всегда это замечено и развито.

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно войти Facebook_16 Vkontakte_16 или зарегистрироваться.