Павел Сурков
Павел Сурков

Поэт, писатель, музыкант, журналист, юрист... Автор огромного количества статей, книг, песен и стихов. Эгоист и циник с доброй душой. Лидер группы DE'CAHT.

Сайт: desant.kroogi.ru

Как еще можно читать

8 June 2009

Исторический экскурс. Лекция первая: о науке и научной революции

В лихой дискуссии Дмитрия Миропольского (http://top4top.ru/dmir/posts/3200#comment_21355) заговорили о сотношении религии и науки. Я решил посвятить этому вопросу серию постов, своеобразных "лекций", которые приведут нас в итоге к обоснованию очень простого тезиса: тех, кого мы знаем как "мучеников науки", считать таковыми попросту безосновательно.

Но сперва - поговорим о науке.

Есть такой миф - наука, мол, родилась по мере освобождения человечества от "религиозной догматики", мол, ум человеческий сбрасывает всякую шелуху, оковы религиозных догм, приходит прекрасное Возрождение - и человечество начинает безрелигиозно и прекрасно научно мыслить.
Друзья мои, а что же такое наука? Наука - это не просто стремление познать мир. Наука предполагает наличие МЕТОДА. Вот едет по тундре эвенк и поет песню, что вижу, то пою: "Снег белый, собаки быстрые, ветер холодный". С этим трудно поспорить - собаки быстрые, да и с ветром и снегом все ровно так, как поет наш герой. Но научный ли трактат представляет собой эта эвенкийская песня?

Ни в коем разе. Ибо поет наш эвенк безметодно. А наука появляется лишь там, где человек осознает методы своей работы: где и как исследователь берет свое знание.

Возникает вопрос: а человек всегда научно мыслил или научное мышление - результат исторических процессов? Научное мышление - это феномен антропологический или исторический? И история культуры дает на этот вопрос однозначный ответ: имеются пра-научные, донаучные исследования - в истории Египта, Вавилона, Индии, Китая, Греции... Но научная революция имеет четкую "прописку": Западная Европа, XVI-XVII века. Именно в этот период рождаются астрономия и механика, основанные на математическом моделировании физических процессов. И рождение этих методов связано с именами Коперника и Галилея и переходом от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической.

Но возникает вопрос - а почему научная революция происходит именно ЗДЕСЬ и именно ТОГДА? Ведь и египтяне, и шумерцы наблюдали за звездами, но вот - с научной астрономией у них как-то не сложилось...

Есть несколько подходов к ответу на этот вопрос. Первый - так называемая интерналистская модель истории науки: с течением времени накапливаются знания и наука развивается. Но - что происходит в XVI-XVII веках? Скажите мне, какие новые наблюдения в промежутке между Птолемеем и Коперником накопились у астрономов?
Правильный ответ: никаких. Просто потому, что в астрономии наблюдение зависит от качества инструментов. А какие такие новые инструменты появились в это время? И снова правильный ответ: никакие.
Пользовались они, извините, астролябиями да собственными глазами. За одним исключением по имени Иоганн Кеплер. Тот вообще был почти слепой - феерический парадокс: один из величайших астрономов был практически слеп (как и Бетховен - один из величайших композиторов был глух).
Коперник начинает распространять свои гелиоцентрические взгляды в 1512 году, а Галилей смотрит в телескоп в 1610 году. Сто лет прошло... Телескопа у Коперника не было, инструментарий отсутствует - интерналистская модель не работает.

Но есть и иная модель, называемая экстерналистской - в соответствии с этой моделью изменения в науке происходят в связи с развитией культуры людей. Классический пример экстерналистской модели - это марксизм: есть сдвиги в производстве, значит, меняется культура, значит, требуется развитие науки - мол, открываются новые сферы производства и нужно, чтобы наука развивалась... Но и эта модель не работает по состоянию на XVI век!!! Просто потому, что экономически Европа в тот момент была сильно "потрепана" войнами, а люди, двигавшие науку, никак не принадлежали к классу производственной, промышленной буржуазии: это были либо дворяне, либо представители духовенства.

Что же дает ученым "толчок" к работе, к развитию?
Общество.

В основе любой теоремы закладываются аксиомы, так и здесь - в основе научной концепции лежит определенная аксиоматика. В науке логике есть такая теорема Геделя о неполноте формальных систем: в любой системе есть ряд суждений, которые сама эта система не может доказать, то есть для создания научной системы нужны научные аксиомы.

Это приводит нас к презанятнейшему выводу. Ученый. чтобы быть ученым, должен во что-то верить - иначе где брать эту аксиоматику?...

И что же это за вера? Прежде всего - это вера в то, что мир, исследованием которого занимается ученый - существует. На самом деле, утверждение неочевидное: есть философские концепции, утверждающие, что мира-то на самом деле и нет (см.буддизм)
Кроме того, ученый должен верить в то, что материальный мир, который он изучает - добр, иначе говоря - не является источником зла.
Поверьте, не каждая культура готова оценивать труд ученого как деятельность по исследованию материального мира, являющегося источником блага. Опять же, не забываем сакральный статус культуры - еще один фактор, который должен работать при ученых исследованиях: мир не равен Богу, иначе постигнуть мир не удастся, ибо Бог непостижим. В этом случае работает пантеистическая картина мира, которая свойственная, например, иудаизму (вопрос из Талмуда: "Почему растет трава?" - "Потому, что рядом с каждой травинкой стоит ее ангел-хранитель, приказывающий травинке: расти!") - и в этой системе физика неотделима от метафизики, что, согласитесь, не совсем верно.

И получается, что единственная идеология, удовлетворяющая этим ключевым условиям - отделению твари и Творца (раз), отношению к окружающему материальному миру как к источнику добра (два), и подтверждению факта существования мира (три) - это христианство.

Соответственно, возникает следующий вопрос - связана ли упомянутая выше научная революция с развитием христианства в Западной Европе?
Бесспорно, связана.

Итак, первый тезис провозглашен, продолжение следует - и так написал уже много. Но - продолжение будет. Я обещал рассказать о несожженном Бруно и неоклеветанном Галилее. Но это - во второй части. Которая без первой, вступительной части, немыслима.
--------------------------------------
Продолжим вскоре. Например, завтра.
Мне вам еще обзоры книг, дисков и фильмов писать, и новые вопросы для игры придумывать... :)))

105 комментариев

  • мимоходка
    мимоходка 10 June 2009

    @grustny_baby, Буддист считает, что мир есть...
    Цель в жизни другая.

  • grustny_baby
    grustny_baby 10 June 2009

    Ну разумеется. Это Мах был другого мнения. Из христианской страны, между прочим.

  • grustny_baby
    grustny_baby 10 June 2009

    Коперника же никто никогда не считал мучеником.
    А Галилея пытали.

  • Павел Сурков
    Павел Сурков 10 June 2009 (Сразу отредактировано)

    @grustny_baby, ГАЛИЛЕЯ??? ПЫТАЛИ????
    (покрылся холодным потом)

    Никто и никогда его не пытал.

    "Крутили ей руки, рвали волоса,
    Ничего им Таня не сказала, только немцам плюнула в глаза..."

    Про Галилея будет после Бруно. Про Бруно будет завтра.

  • grustny_baby
    grustny_baby 10 June 2009

    Не хочем про Бруно. Он был не мученик, поняли. То есть не науки. Он был маг. А маги маглов дурили с сожжением.

  • Павел Сурков
    Павел Сурков 10 June 2009

    Все-таки добавил о Бруно:

    http://top4top.ru/surkov/posts/3353

  • Лилия
    Лилия 11 June 2009

    @Павел Сурков, не видели священников на джипах? А Вы приезжайте к нам в Сергиев Посад и погуляйте вокруг Лавры...

  • Павел Сурков
    Павел Сурков 11 June 2009

    @Лилия, с удовольствием приеду.
    Вы только объясните. а человек на джипе - это плохо. что ли? Он что, преступник?

  • Лилия
    Лилия 11 June 2009

    Павел, я где-то говорила, что человек на джипе преступник?
    Вы сказали, что не видели священников на джипах. Я ответила, что у нас в Загорске такое встречается часто.
    И - да, священник на джипе на мой взгляд - диссонанс.
    Откуда у священника такие деньги? Это что, очень престижная профессия?
    Прихожане подарили? Ну-ну... А даже если и так, мне кажется, священнику логичнее (и правильнее с т.з. христианской морали) распорядиться таким дорогим подарком иначе.
    У нас в городе есть интернат для слепо-глухо-немых детей, вот если бы какой-нибудь священник продал свой джип и подарил деньги интернату - вот это было бы доказательсвом Веры...
    Впрочем, мы удалились от темы Вашего поста, кажется.
    Просто я, живя в городе, который является одним из центром православия, вижу столько лицемерия, что перестала ходить в церковь. Не могу себя заставить...

  • Павел Сурков
    Павел Сурков 11 June 2009

    @Лилия, а вот, скажите, есть у священника приход. Прихожане некоторые живут в деревнях. Он к ним как поедет? На "жигулях" или на нормальной машине? Это так, для примера.

    И еще. Вот Вы говорите - лицемерие. Что же это за лицемерие? Сколько в Храм хожу, никакого лицемерия не замечаю. Что, батюшка на амвоне матом ругается? Или в православной церкви книжки Билли Грэма продают? В чем лицемерие-то?

    Или Вы видите лицемерие в том, что батюшка, например, пожурил кого-то за неправильное поведение в храме?

    Что считаете лицемерием-то?

  • Павел Сурков
    Павел Сурков 11 June 2009

    @Лилия, джип, кстати, можно спокойно купить в кредит. Какой-нибудь Хендай Туссан стоит не так дорого, и его позволить себе могут процентов 50 жителей крупных городов (если машинка с МКП). Вопрос в надобности.

    Так что "большой джип" - ну ни разу не аргумент.

  • Лилия
    Лилия 11 June 2009

    А почему бы и не "Жигулях"?
    Кстати, "джип" - это условность, много и просто дорогих машин. Не порше Кайенн, конечно, но все-таки...

    Причем здесь мат?
    Просто неоднокртано видела, что священники, например, не соблюдают пост.
    Нарушают другие заповеди. Это как?

    Детские какие-то Вы аргументы приводите - мат, книжки... смешно даже.
    Простие, эта тема для меня слишком животрепещущая, посему удаляюсь, а то поругаемся, а мне этого не хотелось бы. :)

  • Павел Сурков
    Павел Сурков 11 June 2009

    @Лилия, я не хочу ругаться, и не планирую.
    Просто обвинения Вы выкладываете уж очень сильные: "видела, как священники не соблюдают пост".

    Что такое "послабление на пост" Вы знаете, а главное - в каких случаях оно дается?

    Очень часто люди называют громкими словами то, сути чего не знают или не понимают. А это неправильно.

  • Лилия
    Лилия 11 June 2009

    Что такое послабление на пост знаю.
    Но когда священник весь пост кушает мяско, сальце и т.п. запивая водочкой - это послабление?
    Когда любовницу заводит - это что?
    Я все это видела... И многое другое видела тоже. Потому и смею говорить о лицемерии.

    Сорвалась, простите.
    Теперь, действительно, удаляюсь.

  • Андрей
    Андрей 6 April 2010 (Отредактировано через 1 минуту)

    http://poetree.ru/blog/2009-02-11-1148 сворованная лекция протодиакона Андрея Кураева.Слово в слово.

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно войти Facebook_16 Vkontakte_16 или зарегистрироваться.