Поэт, писатель, музыкант, журналист, юрист... Автор огромного количества статей, книг, песен и стихов. Эгоист и циник с доброй душой. Лидер группы DE'CAHT.
Сайт: desant.kroogi.ru
3 March 2014
Фильм, который я бы очень хотел рекомендовать всем - но не стану рекомендовать никому.
Это как вера - сами решайте, в какой храм и к какому священнику идти.
Сказать, что я ждал германовской экранизации - значит, не сказать ничего.
Что такое "Трудно быть богом", для меня, парнишки из поколения 80-х? Да это благорожное мушкетерство, трансформация д'Артаньяна в Атоса (через Арамиса). Антон-Румата начинает с удали и бретерства, затем переходит в интриганство, а заканчивает - отрицанием и самопожертвованием. И верный Портос-Пампа рядом. Чистые "Три мушкетера", просто не в Париже, а в Арканаре.
Германовский фильм - совсем о другом.
Это не Стругацкие. Это не Арканар. Это не Румата.
Это - совсем другая история, и она совсем о другом.
Здесь нет любви. Здесь нет веры. Здесь нет даже благородства.
Есть долгий и долгий путь главного героя через фантасмагорические коридоры к неизменному и очень страшному концу.
Именно поэтому Германом и Кармалитой полностью переписан сюжет.
Именно поэтому Герман не хотел называть фильм "Трудно быть богом". Думаю, правильно было бы назвать его так, как назывался первый вариант сценария - "Что сказал табачник с Табачной улицы".
Это - страшный мир. В нем нет ни тени романтики.
Не ищите тут связки с "Лапшиным". Нет, последний фильм Германа продолжает "Хрусталева" - они как близнецы-братья, две части одного диптиха. Даже местные властелины точно так же корячатся, помирая на грязных простынях.
Даже коридоры сталинской Москвы и невнятного Арканара похожи.
И точно так же падает снег на мертвые тела.
И точно так же падают в грязь герои.
Прилетевшие колонисты давно оскотинились и попадаются в простые волчьи капканы.
В этом мире нет любви, рядом с Руматой - не романтичная Кира, а странная полуюродивая девчонка.
В этом фильме нет дружбы - барон Пампа только-только спасается из плена, чтобы получить десяток стрел в спину.
В этом фильме даже нет врагов - дон Рэба не страшен, а беспомощен и безрассуден.
А еще - в этом мире нет звуков. И единственное, за что цепляется Румата - это за музыкальный инструмент, иступленно наигрывая на нем вариацию на тему "Каравана". Просто чтобы не сойти с ума.
Он держится за музыку, как за соломинку.
Но и та подламывается: финальные слова картины - "Мне не нравится эта музыка, от нее живот болит".
Мир без музыки - обречен.
В нем - трудно быть богом.
В нем вообще нет места богам.
А что сказал табачник с Табачной улицы? Вы так и не догадались?
Он не сказал ничего.
-----------
Но, бесспорно, Леонид Ярмольник и Евгений Герчаков сыграли здесь свои лучшие роли. И сцена разговора Руматы с Будахом - может быть, лучшие кадры, которые были сняты Германом за всю жизнь.
19 комментариев
Возможно, именно поэтому Герман так и не решился закончить фильм. Точнее, не решил для себя - правильный или неправильный фильм он снимает?
Я считаю, что это нормально, когда одно и то же произведение можно прочесть по-разному. Даже один и тот же человек в разное время может увидеть в нем то, чего раньше не заметил, даже то, о чем не думал автор.
Помнишь как в "Гадких лебедях": собираешься написать о юных годах господина президента, а получается о необитаемом острове, на котором живут обезьяны, питающиеся мыслями потерпевших кораблекрушение...
@Михаил Кругов, он не "не решился".
Ему сама судьба не позволила закончить этот фильм.
Ну, так получилось.
Еще одно культурологической загадкой стало больше. Как мы гадаем, сколько томов было бы в "Мертвых душах", как бы звучал "Князь Игорь", стала бы Татьяна Ларина декабристкой и кто такой на самом деле Дик Дэчери.
Герман, как невероятный перфекционист, хотел повторить в "Табачнике" ту же многослойную запись звука, которая была в "Хрусталеве". Собственно, на этом его и настигла смерть… читать полностью
@Кот Леопольд (Александр Медведев), нет, Герман вообще снимал не про Стругацких. Он снимал в первую очередь про себя.
Это фильм - о художнике, которому есть, что сказать и что сделать, о добром человеке, который может спасти мир. Вот только миру это спасение не нужно.
@Павел Сурков, так я о том и говорю, что и произведение, и его интерпретация могут жить уже своей независимой от автора жизнью. Например, я читал книгу о Селинджере, так оказалось, что существует множество интерпретаций "Над пропастью во ржи", хотя основная идея повести достаточно прозрачна. А уж сколько было интерпретаций историй Христа! Самая эффектная принадлежит Борхесу в эссе "Три версии предательства Иуды". Кто не читал, очень советую - http://bookz.ru/authors/borhes-horhe/tri-vers_144/1-tri-vers_144.html.
@Кот Леопольд (Александр Медведев), я тебе больше скажу - и писал об этом выше - с неоконченными произведениями вариантов трактовки куда больше.
Вот, например, Белинский считал, что "Мертвые души" Гоголя - это наша "Божественная комедия", и томов должно быть три. Сперва Чичиков проходит через ад, потом - через чистилище, и, наконец, через рай, где его ждут хорошие и милые помещики.
А мне куда милей другая версия. "Мервые души" - это "Одиссея" (Гоголь, кстати, много переписывался с Жуковским по поводу перевода "Одиссеи"). Сам посуди: вот сирена (Манилов), вот Полифем (Собакевич), вот Кирка (Коробочка), вот Скилла (Плюшкин), и вот Эол (Ноздрев). Есть даже сцена воскрешения мертвых и вызова Тиресия (когда Чичикову снится сон о Неуважай-Корыте).
Так что - да, чистая "Одиссея".
И это трактовка одного, просто неоконченного, произведения.
@Кот Леопольд (Александр Медведев), посмотри кино, кстати, я "Трудно быть богом" имею в виду. Очень интересно твое мнение.
@Павел Сурков, как попадется, так посмотрю и отпишусь. Идея насчет "Мертвых душ" интересная. А жена Лена в свое время комментировала, что "Тарас Бульба" - это украинская "Иллиада". Трудно не согласиться.
@Кот Леопольд (Александр Медведев), Гоголь вообще выдумал несколько очень интересных вещей.
В "Вечерах..." и "Миргороде" Гоголь выдумал Малороссию.
В "Петербургских повестях" - собственно, Петербург.
В "Ревизоре" и "Женитьбе" - он выдумал русский уездный город.
А в "Мертвых душах" - он решил выдумать Россию.
А вообще идея Борхеса о трех сюжетах - верна.
Напомню, тот считал, что в мировой литературе есть только три сюжета: а) сюжет о войне, б) сюжет о странствиях героя и в) сюжет о смерти/самопожертвовании демиурга. Собственно, все.
Любое произведение так или иначе подпадает под эти сюжеты (либо под их микс).
@Павел Сурков, я сторонник идеи, что всякие классификации и теории - это способы упростить действительность до уровня понимания мозгом человека. Поэтому для школьников - физика из школьного учебника, для студентов - из вузовского, а для специалистов - квантовая физика и т.п. А чем сложнее явление, тем большим числом способов можно его структурировать. Разных вариантов механики не так уж много, зато теорий психологии - несопоставимо больше. Выбирать следует ту, которая самым удобным… читать полностью
Саш, попробуем!
@Павел Сурков, в сети пока фильма Германа не видно. У меня ощущения, что во многом он перекликается с фильмом "Географ глобус пропил". Если не читал и не видел, могу предложить скачать с моего яндекс-диска - http://yadi.sk/d/xuIQVbK5FYgtm (книга) и http://yadi.sk/d/z6nl_NopFX383 (фильм). Вот о нем могу написать по-подробнее, но не сегодня. Завтра с утра есть важные дела, после них и попробую.
@Кот Леопольд (Александр Медведев), да нет, совершенно разные фильмы. И совершенно о разном. "Географ" - такая милая экранизация с инфантильным Хабенским (ему вообще удаются роли инфантилов - неудивительно, что его выбрали на роль Алексея Турбина, как там у Булгакова было? "Младший из гордости, а старший потому, что был человек-тряпка."
Павел, прочтите то, что написал на эту же тему Сергей Миров, и поймите, наконец, свое "место в искусстве". Не обижайтесь, просто иногда узнать о себе правду просто необходимо, чтоб двигаться вперед.
@Неистовый Виссарион, Сережа, как обычно, похвастался. Ну, есть у Сережи такой милый недостаток:)
Рассказал о том, как беседовал с Германом, как общался с Ярмольником, и как Герман обманул хорошего артиста Герчакова.
Оригинальный способ доказать свою значимость, не спорю. Главное, проверенный. Так что, наверное, про "место в искусстве" - это не ко мне, это к Сереже. Я никому ничего не доказываю и не собираюсь доказывать. Я просто живу и по мере возможности этой жизнью наслаждаюсь… читать полностью
@Павел Сурков, трудно, конечно, рассуждать о фильме, которого не видел. Но как я понял, книга Стругацких писалась в период "оттепели", когда казалось, что светлое будущее уже рядом, а авторы поднимают вопрос о том, можно ли тащить в это светлое будущее других (и возможно ли это без серьезных потерь) или они сами должны пройти путь к нему лишь с минимальной помощью. А Герман снимал фильм человеком, пережившим застой, который убивает в человеке и возможность любить, и веру в светлое… читать полностью
@Кот Леопольд (Александр Медведев), не думаю, что застой (и вообще любая политическая реальность) что-либо "убили" в Германе. Он всегда был совободным человеком, а у свободного человека сложно что-либо внутри убить (если вообще возможно).
Что касается Иванова (как автора "Георграфа") - это его стиль, он пытается сакцентировать внимание читателя на каких-то мелочах (порой проходных). такой чеховский приемчик, не новый, но безотказно работающий.
His Ralph lauren Outlet grievance, Hollister Outlet he jack wills outlet added, The Longchamp Pas Cher slaughter this Ralph Lauren Outlet year at Longchamp Pas Cher the Salon is http://www.iclatronico.it/ awful. http://www.y-notsolutions.com/ Reginald Gethryn stirred nervously Oakley Sunglasses Fake but Mulberry Outlet did Ralph Lauren Outlet Online not Replica Oakley Sunglasses speak. Lacoste Pas Cher Have a game, Billiga Michael Kors Rex? mulberry tasker - mulberry danmarkJack… читать полностью
Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно войти или зарегистрироваться.