Сергей Миров
Сергей Миров

Продюсер, музыкант, автор песен, телережиссер, журналист, теле- и радиоведущий. Генеральный продюсер международного фестиваля «Сотворение Мира».
Шеф-редактор Топфотопа.

mirov@top4top.ru

Сайт: www.top4top.ru

Как еще можно читать

  • Подписаться в Livejournal
  • Подписаться в Liveinternet
  • Читать в Яндекс.Ленте
  • Читать в Google Reader
  • Подписаться на RSS

10 August 2010

Интервью инсайдера: АЛЕКСЕЙ ПРУДНИКОВ. ("Новая Газета", 2000.г)

С Алексеем Прудниковым, Олимпийским чемпионом Сеула-88, и еще недавно одним из тренеров команды Южной Кореи я обычно встречаюсь на тренировке футбольного клуба «СТАРКО». Каждый раз, возвращаясь ненадолго в Москву, он поддерживает свою игровую и тренерскую форму именно в этой компании. Не вдаваясь в подробности, какая ему самому от этого выгода, могу лишь констатировать, что в его присутствии тренировки всегда проходят лихо и весело. Мыслей об интервью с ним у меня не возникало до тех пор, пока при выезде с Оленьих Прудов я не попал тремя колесами в глубокую ледяную полынью, и именно вытаскивал меня Алексей на своем корейском джипе. Тогда мы и разговорились.

- Алексей, за какие команды тебе пришлось в жизни поиграть?
- Первая команда – «Спартак» с 1978-го по 83-й, потом по 88-й – «Динамо», 88-89-й – «Торпедо», мы тогда с Димой Хариным поменялись местами, еще полгода опять в Спартаке, а потом уехал в «ФК Сараево», в Югославию. Через полгода меня там же в Сараево перекупил другой клуб, чтобы остаться в высшей лиге…
- Там тогда было еще тихо?
- Как раз, все начиналось.
- А, если не секрет, какая трансферная сумма?
- Хм, одиннадцать тысяч марок.
- Н-да. А как ты относишься к совершенно бешеным суммам нынешних контрактов? Согласен ли ты с тем, что все это идет «в минус» нашему футболу?
- Нет. Именно, в определенной степени, благодаря этим «бешеным» деньгам народ сейчас пошел на стадионы. Если так пойдет и дальше, то очень скоро ведущие игроки итальянских клубов будут играть у нас.
- Ты – серьезно?
- Да. Кроме чисто специальных моментов, во многом все зависит от экономической ситуации. Футбол требует очень больших денег. К сожалению, у нас пока еще не налажена налоговая система, но к этому идет. Я долгое время работал в Южной Корее и могу сказать, что там крупные корпорации, например, «Самсунг», очень большие деньги вкладывают в футбол, потому что это им выгодно. С одной стороны – хорошая реклама, а с другой – все эти деньги вычитаются из налогов, как благотворительная деятельность.
- А сколько наших сейчас играет в зарубежных клубах на мировом уровне?
- Играет? Человека три-четыре. Остальные сидят.
- В чем проблема?
- В агентах. И в менталитете. Наши просто не умеют себя правильно поставить, они не могут себя даже правильно оценить – ни в игровом, ни в денежном отношении! На западе существует институт футбольных агентов, их сотни. Вот они и помогают игрокам найти свое место, а у нас их просто нет. Пока мы не научимся готовить своих футбольных агентов, дело не сдвинется. А еще проблема в том, что у нас пропали нормальные нападающие. Индивидуальной игры просто нет.
- Я помню, как в 70-е годы все комментаторы в один голос хвастались тем, что у наших – блестящая командная игра!
- Вот-вот! Туда – пас, обратно, тыр-пыр – и все захлебывается. Настоящий нападающий – индивидуалист, а их у нас воспитывать разучились. Даже в «Спартак» черных парней берут! Вот сколько футболистов ты сейчас можешь назвать уровня Газзаева, Старухина, Грачева, Шенгелия?
- Н-да…
- Вот в этом-то и беда!
- Значит, и это не тянет на «национальную идею»…
- В смысле?
- Ну, после того, как французы «сделали дубль», взяв за один цикл чемпионство и Мира и Европы, у нас в очередной раз активизировались поиски национальной идеи. Наверное, увидели, как такой триумф действует на всю нацию. У нас тоже активность народа резко возросла. Тогда кто-то шибко умный решил в качестве национальной идеи предложить футбол.
- О какой объединяющей народ «национальной идее» можно говорить, когда фанаты Спартака и ЦСКА убивают друг друга? Кому-то очень нужно, чтобы этого не произошло. Убивают друг друга не болельщики, а специально вклиненные туда люди. Раньше такой ненависти не было никогда.
- Ты тоже считаешь, что туда лезут такие группы, как, например, боевики РНЕ?
- Ты сам это сказал. Но деньги в эту ненависть кто-то вкладывает немалые. Это уже не спорт а политика.
- А вот раньше, в 30-е или даже в 60-е годы народ битком забивал стадионы, даже кадры помню, когда к стадиону «Динамо» ехали трамваи, как виноградом обвешанные людьми… Все мальчишки тогда мечтали стать знаменитыми футболистами, и многие становились. Была настоящая массовость, почему это прекратилось?
- Все очень просто. У людей тогда не было других развлечений, даже телевидения не было, вот все и старались попасть на единственно возможное «шоу». Ко всему прочему, большая толпа всегда привлекает к себе, таким образом, туда попадали и люди, футболом, вообще-то, не интересовавшиеся, а потом и они втягивались. В 80-х «модными» стали совсем другие вещи, например, поп-музыка, и народ стал ломиться на концерты. Если раньше мальчишки мечтали стать футболистами, то теперь – поп-звездами. К тому же – огромная проблема с полями. Ну, какие поля сейчас есть в Москве? Пальцев на руках хватит, это на десять миллионов людей!
- А дворовый футбол?
- А ты сегодня видел площадки во дворах? Я – ни одной. Все заставлено машинами, даже в волейбол играть негде, где уж тут – футбол.
- А что касается честности нашего футбола?
- В каком смысле?
- Ну, хотя бы – допинг.
- Знаешь, когда я играл на чемпионатах, допинг-контроля вообще не существовало, и, вроде бы, - употребляй, чего хочешь, но у нас тогда просто денег на все это не было. В лучшем случае для сердца давали по одной таблетке рибоксина, да и то, только одиннадцать штук, на основной состав. Но и сейчас такой проблемы нет. Футбол, это ж не бег, не велоспорт… Там тебе вкатят дозу – и давай, работай ногами до посинения, что в это время у тебя в голове – никого не волнует. А футбол – совсем другое дело! Тут думать надо, и с вареной головой много не наиграешь!
- Много лет назад мне рассказали случай. В ГУВД Москвы узнали, что несколько игроков «Динамо» получили деньги за то, чтобы «сдать» игру. И вот, перед игрой в раздевалку проходят люди и говорят: «Если проиграете, то всех на уши поставим, и каждый получит столько лет, сколько тысяч он взял!» В раздевалке – тишина. И вдруг, из дальнего угла голос одного довольно известного игрока: «А у нас столько не дают!» Наверное – анекдот, но мы же знаем, что так бывает. Скажи, а как сами футболисты относятся к тем, кто сдает игру? Ведь коллегам это же видно!
- Видно. Знаешь, к таким людям не просто уважение теряешь, а всяческие отношения прекращаются. Наверное, до конца жизни.
- А если он поделиться предлагает?
- Такого вообще не может быть.
- А что может?
- Н-ну-у… Ты помнишь, раньше было ограничение ничьих в чемпионатах? Ну и, чтоб ничьих не было команды могли договориться: дома – выиграл, на выезде – проиграл! Если две ничьих, то ни очков, ни премиальных, а так – все довольны, два очко в кармане, а это особенно важно, если есть шанс из лиги вылететь… Вот так и сидели умные люди, весь чемпионат расчеты строили.
- Вот тебя долго в стране не было, ты приехал и какое у тебя ощущение: сейчас что честнее в стране – политика или спорт?
- Спорт. Иначе просто быть не может: в спорте выходишь – и все лицом к лицу. К тому же еще есть такое понятие, как репутация. А в остальном… ну, ты все сам видишь.
- Скажи, а есть сейчас люди с большими именами в спорте, которые потеряли свою репутацию?
- Есть. Я не буду называть имена, но есть люди с кем лично я никаких дел иметь не буду. Да и не только я.
- Вот раньше было очень популярное выражение: «рыцарь мяча». А сегодня ты можешь назвать людей, обладающих в футболе абсолютным авторитетом?
- Могу. Это, в первую очередь, Галимзян Хусаинов, Геннадий Логофет… Из старых – конечно, братья Старостины, троих я лично знал. Вообще, из того «Спартака» - почти вся команда. Ну, в «Динамо» - Лев Иванович Яшин, он просто вне конкурса. В «Торпедо» – Шустиков-отец. Вообще, в каждой команде был такой человек.
- А из тренеров кого ты можешь назвать?
- Я знал двух таких людей: Лобановский и Бесков.
- Скажи, а ты можешь объяснить, почему в России происходит такой непонятный бойкот Валерия Непомнящего? Почему он до сих пор не входит в «головку» наших тренеров, несмотря на его достижения за рубежом?
- Беда еще и в том, что этих достижений в России просто не знают…
- Да, хотя бы, давний взлет сборной Камеруна!
- Знаешь, когда я работал в Корее, я ведь видел, как он работает: не только с Камеруном и с Китаем…
- Мастер?
- Великий мастер. Только у нас его взлет попал на тот период, когда тренерами становились не те, кто имеет право, а те, кто имеет возможности. Вот, скажем, я стал президентом клуба и могу любого, кто мне приглянулся, тренером назначить. Ни курсов кончать не нужно, ни авторитет у игроков зарабатывать…
- А сейчас этот период закончился?
- Заканчивается.
- Ну, и что с Непомнящим, мы можем надеяться на его появление здесь?
- Нет. Он сейчас работает с японской командой, и, по-моему, его сейчас весь мир будет брать нарасхват, только не мы.
- Но почему?!!
- Знаешь, у нас сейчас, как в Корее. Происходит просто ротация тренеров. Одного выгоняют, другого назначают… И так по кругу. Новому человеку в этот круг попасть просто невозможно. А если в него вдруг попал бы Непомнящий, то всю эту тусовку можно было бы разгонять. Они этого не допустят.
- Скажи, а что ты думаешь по поводу ситуации, когда один и тот же человек – и президент клуба, и главный тренер, и тренер сборной? Что здесь хорошего, а что плохого?
- Я считаю, что на каждую должность должен быть свой человек: президент отдельно, , тренер отдельно менеджер отдельно. Учти, что во всех зарубежных клубах менеджер – очень сильная фигура, практически – второй человек. Это у нас он, как администратор, футболки выдает. Но ты же про «Спартак» говоришь, так вот, что касается Романцева, то он, пожалуй, просто не может найти себе помощника.
- Про него сейчас многие говорят очень непочтительно. Это из-за того, что команда проигрывает, или из-за его неправильной политики?
- Знаешь, если команда проигрывает, то всегда будут про тренера гадости говорить.
- А не лучше ли ему самому, как президенту клуба, нанять нового классного тренера?
- Я думаю, сейчас к этому придет. Для того, чтобы изменить сегодняшнюю ситуацию, нужен сильный ход какой-то сильной фигуры, как, например, в Корее, когда они закон приняли – не брать иностранных тренеров, так вот тогда «Самсунг» - главный спонсор вего спорта в стране – сказал: «А нам надо! Мы видели, как он работает!»
- Это про кого?
- Про меня.
- Ну-у! А почему ж ты ушел?
- Во-первых, контракт закончился. Они хотели продлить, но меня Милутинович в сборную Югославии позвал. Боюсь, что тоже не смогу. Только – наездами.
- Но почему?
- Надо уже с семьей побольше бывать.
- А что, с собой брать нельзя?
- Ну, знаешь, младшему парню тринадцать лет, старшему шестнадцать, зовут – Алан … Он у меня за «Торпедо – ЗИЛ» сейчас в воротах играет.
- А ты его сам тренировал?
- Только в Корее последний месяц. До этого я вообще не знал, что он у меня играет в футбол.
- Приятно?
- Они сейчас турнир Игоря Нетто выиграли, он капитан. И вот когда те же Симонян, Парамонов, ему приз вручали, конечно, отцу приятно.
- А на тебя в воротах похож?
- Знаешь, иногда даже странно… До смешного!

Комментариев нет

    Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно войти Facebook_16 Vkontakte_16 или зарегистрироваться.