Сергей Миров
Сергей Миров

Продюсер, музыкант, автор песен, телережиссер, журналист, теле- и радиоведущий. Генеральный продюсер международного фестиваля «Сотворение Мира».
Шеф-редактор Топфотопа.

mirov@top4top.ru

Сайт: www.top4top.ru

Как еще можно читать

  • Подписаться в Livejournal
  • Подписаться в Liveinternet
  • Читать в Яндекс.Ленте
  • Читать в Google Reader
  • Подписаться на RSS

16 September 2009

"Зелёнка"

Дед нередко рассказывал, что традиция дружеского розыгрыша, которым уже позже прославился Никита Владимирович Богословский, зародилась именно в эстрадной компании 30-х годов, и скажу честно, «шутки» не всегда были добрыми или, хотя бы, просто человечными. Чего стоит, например, посылка с кирпичами композитору Шостаковичу в блокадный Ленинград…
Ну, да не буду никого судить: это сейчас мы всё знаем, а тогда отношение ко многим вещам было совершенно другим. Впрочем, обычно природная интеллигентность не давала так проколоться, а розыгрыши были гуманными и относительно безобидными.
Как-то, во время одного из «чёсов» по городам и весям, что-то не поделили два "гранда" советской эстрады: Илья Набатов и Николай Смирнов-Сокольский.
Перепалки и раздувание щек закончились тем, что на концерте в одном из клубов Смирнов-Сокольский решил позволить себе Шалость.
Надо сказать, что переодевались артисты прямо за кулисами, ибо в районном клубе гримерных попросту нет. В общем, по рассказам очевидцев, во время репетиции Николай Павлович с озорством подростка подкрался к галошам Набатова и, аккуратно выверив позицию, прибил галоши к полу. Ни Илья Семенович Набатов, ни его брат-аккомпаниатор Леонид Семенович этого не видели, а стук молотка отнесли на счет работы монтировщиков.
И вот, картина: Илья Набатов под гром аплодисментов заканчивает свои политически выдержанные куплеты, а Смирнов-Сокольский, ведущий концерт, несколько раз вызывает коллегу «на бис». Тот, естественно, выходит, кланяется, и окончательно уходит за кулисы. После этого Смирнов-Сокольский, вместо того, чтобы объявить следующий номер, к удивлению коллег продолжает монолог о современности и актуальности политической сатиры.
В это время Набатов за кулисами, торопясь выйти на улицу, пытается надеть галоши, естественно, падает и… скользит по полу в сторону сцены. И вот, когда его голова показывается из-под задника, Смирнов-Сокольский делает торжественный жест рукой и еще раз повторяет подачу:
- Итак, Илья Набатов и ваши аплодисменты!
Но Илья Семенович не мог оставить проказу своего друга без ответа. Во время ближайших же праздников, когда оба мастера эстрады работали большую серию концертов в Москве, Илья Набатов пришел за кулисы театра, сгибаясь под тяжестью огромного замка, который он выпросил под залог в историческом музее. В то время, как Смирнов-Сокольский читал с эстрады свой фельетон, Набатов взял его пальто и пиджак, продел замок сквозь рукава и торжествующе повернул ключ.
Влетев в гримерку после выступления, Николай Павлович на минуту потерял дар речи. Он спешил на следующий концерт в клуб НКВД, а в концертном фраке с огромным бантом выйти на улицу он, конечно же, не мог. Опомнившись, он заревел:
- Клю-ю-юч!!!
Набатов накладывал грим и, не глядя на него, спокойно произнес:
- Торопишься? Пожалуйста, но только в обмен на «четвертинку»!
- Скотина! Где я тебе ее достану?
- А сбегай в пивную напротив и купи!
Поняв, что спорить бесполезно, знаменитый артист прямо во фраке выскочил со служебного подъезда, побежал в пивную, растолкал в ней местных завсегдатаев, получил требуемый выкуп и, покрываясь пятнами благородного гнева, вернулся в театр.
Набатов уже ушел на сцену, но ключ лежал на столике, придавливая записку:
«Коля, большое спасибо, но я на работе не пью. Прими сам за мое здоровье.
Твой Илья».
А во второй половине ХХ века дружеские розыгрыши так распространились в актерской среде, что возникла острая необходимость в их упорядочении. Тогда и возникло слово «зелёнка», значение которого нужно объяснить.
Когда его произносят в артистической среде, ассоциаций с детскими порезами и ссадинами не возникает ни у кого. До недавних времен никто не думал даже о понятии «лес» на военном жаргоне. Наоборот, при этом слове на лицах артистов появляется шкодливое или, наоборот, преувеличенно серьёзное выражение, и, перебивая друг друга, рекой текут потрясающие байки.
Дело в том, что «зеленкой», или зелёным концертом, испокон века именуется последний концерт (представление, ёлка, спектакль) в изнурительной, чаще всего, гастрольной, серии. Я думаю, что возникло оно по аналогии с «зеленой улицей», то есть – проезд свободен!
Всем профессионалам, кроме политиков, понятно, что даже самые искренние песни и самые пафосные монологи по мере их ежедневного употребления теряют глубину, даже там, где она была. Слова стираются, мысли сохнут, гармонии кажутся банальными, а исполнитель, чтобы не стать жертвой насмешек со стороны, за кулисами сам начинает их безбожно высмеивать.
В конце 70-х по России с грандиозным успехом прокатилась частушка:
«Вопрошает шах Ирана:
- Где же песни Шаферана?
Отвечает Хомейни:
- Не поем такой х...ни!»
У людей посвященных не было никакого сомнения в том, что написал ее сам поэт Игорь Шаферан. Да и авторство такого спунеризма, как «Галет Блюера «Мразный Как»» принадлежит уж точно не зрителям, а, как минимум, артистам Большого Театра, если не самому постановщику балета Глиера «Красный Мак».
Артисты – большие мастера «прикола на голубом глазу», но перед зрителями они, как правило, все ж таки, сдержаны некими дисциплинарными рамками, и лишь во время «зелёного» концерта все розыгрыши выплывают из-за кулис на сцену. При этом важно, «расколов» партнёра, не «расколоться» самому.
Скажу сразу: в большинстве случаев эти «проверки на педикулез» проводятся только в отношении, тех артистов, кто, либо откровенно хамит своим коллегам, либо слишком «зазвездил».
Причем азарт действа состоит в том, чтобы «расколоть» партнёра, но не «расколоться» самому, и чтобы зритель, заплативший деньги за билет, ни о чем не догадался. Как правило, этот эффект достигается, и театральные артисты с удовольствием рассказывают о том, как они, или их именитые учителя с честью выпутывались из сложного положения. До меня дошел лишь один случай, когда задолго до конца опустили занавес.
Где-то в 80-х один именитый театр на гастролях давал «Сталеваров». Спектакль был последним, и по этому поводу выпивать стали ещё до его начала. К финальной сцене, в который главный герой (исполняемый худруком театра) остался в гордом одиночестве и, выйдя к мартеновской печи, дал-таки рекордную плавку, все артисты были в невменяемом состоянии. Надо отметить, что декорации этого действа были выполнены очень натуралистично, и вот, когда герой, терзаемый думами, присел на авансцене и закурил, его товарищи, вконец замученные совестью, стали по одному возвращаться на рабочее место. Один из них взял лопату, зачерпнул «чегой-то железного», размахнулся, кинув лопату уголька в огромную сталеплавильную печь, в которой полыхали языки жаркого пламени, покачнулся и с грохотом упал туда же.
Продолжать было невозможно, спектакль остановили и извинились перед публикой.
Впрочем, это был, действительно, несчастный случай, обычно розыгрыши были более безобидными, хотя и довольно нервотрепными.
Макс Капитановский, долгое время работавший с "Машиной Времени", рассказывал, что в начале 80-х, когда группу приняли в Росконцерт и возили ее по стране, привесив толпу дармоедов из старой гвардии Росконцерта, с этой самой "гвардией" возникли достаточно сложные отношения.
Например одна певица уже лет сорок, широко расставив ноги, исполнявшая в концертах алябьевского "Соловья", умудрилось просто достать всех "машинистов" своим благородным шипением.
Ну и в одном городе в ветеринарной аптеке была куплена литровая клизма, наполнена водой и перед "зеленым" концертом на пару часов положена в холодильник. Микрофонную стойку в это время огромными гвоздями прибивали к полу и, сделав соответствующие измерения, просверлили в сцене дыру.
А когда Мадам исполняла свой коронный номер, один из техников залез под сцену, вставил клизму в отверстие и, дождавшись той самой высокой ноты в конце, с удовольствием на нее нажал...
Говорят, что в этот день нота была еще выше.
В конце 80-х ваш покорный слуга имел честь работать в довольно популярной группе «Зодчие», артисты которой с большим удовольствием и изобретательностью использовали возможности «зелёнки».
Однажды, по-моему, в Ворошиловграде, Юра Лоза был вынужден весь концерт пропеть в микрофон, старательно натёртый чесноком, причем звукорежиссер нарочно держал наименьший уровень звучания, так что певец был вынужден в течение полутора часов буквально целовать микрофон благоухающий этим продуктом. Насколько я знаю, Юра до сих пор чеснок недолюбливает.
Концерты «Зодчих» того времени проходили на уровне театрализованного шоу с моментальным переодеванием, и однажды, когда Валера Сюткин за кулисами надел пиджак и темные очки, обязательные для уже начавшейся песни, он понял, что совершенно ослеп, потому что очки изнутри были заклеены пластырем. Передвигаться по сцене пришлось на ощупь.
Парой лет позже королевская хохма была исполнена нашим трио «Фэн о'Мэн» на последнем сборном концерте в Архангельске. Во время исполнения программной песни Михаила Боярского «Не вешать нос, гардемарины!» на сцену вышли три человека, двое из которых несли стремянку, а третий сгибался под тяжестью огромного Носа, явно собираясь повесить его на заднике. Выход состоялся трижды, перед каждым припевом, но как только певец произносил ключевую фразу, первый из троицы командовал отбой, и Нос не вешали. К чести Боярского и музыкантов оркестра «Диапазон», песня была исполнена до конца, несмотря на то, что все буквально корчились от хохота.
Члены футбольной команды звезд эстрады «Старко» с удовольствием рассказывают, как однажды ими был изрядно приспущен пафос известного и, кстати, очень неплохого певца Сергея Беликова.
Дело в том, что Сережа тогда крайне любил «косить» под Фредди Меркюри, который, если вы помните, распалившись во время концерта, работал только с верхней частью стойки микрофона. Так вот, Беликов уверенно освоил эту технику, и в концерте для него за кулисами специально готовили такую железную палку с микрофоном. Выходил он обычно под уже звучащую фонограмму в полной темноте, зная, где лежит заготовка, и прожектора включались только со звуком его голоса под бурные овации зрителей.
И вот однажды коллеги решили «задаваку» Беликова проучить. Вместо хромированной железной стойки они намертво прикрутили микрофон к деревянной швабре, которую и положили на стул за кулисами. Когда свет зажегся, Сергей увидел, ЧТО он держит в руках…
В общем, злость и смех перемешались друг с другом в очень занятную субстанцию, но самым главным было другое: во время всей песни двигаться так и принимать такие позы, чтобы швабру не заметил зритель… К чести Беликова надо сказать, что с задачей он справился, и голос его звучал ни чуть не хуже, чем обычно.
Знатную «зеленку» отчебучили артисты группы Сергея Минаева в 90-м году на концерте в каком-то из городов «красного пояса».
Тогда в его репертуар входила моя песня «Так начинается свастика», впрямую говорящая о том, что фашизм появляется именно там, где ему создана почва в виде огромного числа идеологических запретов.
И вот, когда на инструментальном проигрыше в середине песни Серега сложил руки зловещим крестом, публика в зале ахнула. Обернувшись, он увидел то, что не предполагал даже в самом худшем предчувствии: задник был откинут, а вокруг обязательной тогда в каждом клубе «папьемашевой» статуи Ленина на сцене маршировали техники и музыканты с барабанами и горнами, вскинув руки в пионерском салюте…
Концерт, конечно, не прервали, но неприятности грозили очень серьезные, и только стремительные перемены на самом верху спасли популярного артиста от коммунистического возмездия.
Впрочем, сегодня этой песни в репертуаре Минаева уже нет.
Вообще говоря, «зеленый» юмор довольно сильно помогает артистам справляться с серостью гастрольной жизни, причем не только на сцене. Дежурные шутки и розыгрыши, иногда не самые гуманные, имелись в арсенале каждого гастрольного коллектива, но в воспоминаниях остались только самые яркие импровизации.
Одну из таких, произошедшую на первых гастролях коллектива в Германии, до сих пор с удовольствием вспоминают музыканты группы Володи Преснякова-младшего. У него тогда работала девушка администратор, которая по-настоящему «фанатела» от Преснякова: смотрела с начала до конца все концерты и, что особенно важно, все клипы по телевизору…
Так вот, звонит она ему как-то утром со стойки в холле гостиницы, чтобы пригласить на завтрак, а Володька ей и говорит: «Люда, погоди, я должен досмотреть свой клип, его по 21-му каналу показывают». Ну, она трубку положила и стала требовать, чтобы ей 21-й канал на экране в холле включили. Гостиничный администратор говорит, мол, «нихт, нельзя», а она требует, кричит, в слезы ударилась… Люди вокруг удивленно смотрят, кто-то смеется…
Когда включили, выяснилось, что 21-й – платный канал с жестко эротическими фильмами.
Володя потом у этой девушки долго просил прощения, но от фанатизма она тогда довольно быстро излечилась.
Вот есть такая поговорка: «Ради красного словца не пожалеет и отца». В случае с семьей Пресняковых она обрела буквальный смысл. Однажды, когда в Россию приехал Стинг, поклонником которого всегда был Пресняков-старший, в доме Владимира Петровича раздался телефонный звонок, и звонивший представился переводчиком. Он сказал, что Стинг знает Преснякова, как музыканта, и хочет попросить его сыграть с ним на московской записи. Петрович обрадовался, чуть с ума не сошел, три дня голову мыл, ждал следующего звонка…
Он и раздался, этот звонок, но в процессе разговора «переводчик» вдруг избавился от акцента и заговорил голосом его собственного сына, Преснякова-младшего…

31 комментарий

  • Oльга ГОЛЬДИНА
    Oльга ГОЛЬДИНА 17 September 2009 (Отредактировано через 2 минуты)

    @Сергей Миров,
    и никогда не делал зарядки.
    Это тоже из "Актёрской курилки", и не про Алексеева, а про Тусузова.
    ********************************
    В театре Сатиры служил актер Георгий Баронович Тусузов, прославившийся редким долголетием: он прожил 97 лет и выходил на сцену чуть ли не до последних дней. Секрет свой он объяснял тремя факторами: "Я никогда не делал зарядку, никогда не был женат и никогда не обедал дома!"

    Анатолий Папанов, бывший младше его лет на тридцать с лишним, мрачно шутил: "Не страшно умереть – страшно, что за гробом пойдет Тусузов!"

  • Сергей Миров
    Сергей Миров 17 September 2009

    Байка из первых рук.
    40-е годы, правительственный концерт. Ведет его Рина Зелёная.
    Вдруг, за кулисы приходит один из "топтунов":
    - Товарищи артисты! Вы что, с ума сошли? В зале товарищ Шверник с женой, а у вас певец - с расстегнутой ширинкой на сцене!
    За сценой, ессно, паника... Рина Зеленая бегает в истерике, рвет на себе жидкие волосы... А своего выхода ждет чтец Эммануил Каминка.
    Зеленая выходит, и в расстроенных чувствах объявляет:
    - На сцене - народный артист Российской Федерации Эммануил Ширинка!
    В зале бешеный хохот, Зеленая в истерике, Каминка покрывается всеми цветами радуги, но работает.
    Зеленая за сценой буквально плачет. Но ей надо объявлять следующий номер, она выходит:
    - Следующим номером нашей программы - па-де-де из балета "Корсар", исполняют Ольга Матюшина и Олег Ширинс... ой-ой-ой!...
    И в плаче убегает.
    Больше ей серьезные концерты вести не доверяли. Но весь анекдот в том, что фамилия танцора была, действительно, Ширинский!

  • Юлия Ародис
    Юлия Ародис 17 September 2009

    @big_nn, ну вот, всегда вы лучше меня напишете... "вытащили крокодила и давай его укрощать")))

    @Oльга Гольдина, я перескажу милую цирковую историю, которую мне пересказывала очень давняя (связь потеряна) моя коллега. Он историю вычитала у неизвестного мне автора. Может быть, вы его знаете. Не исключено, что буду врать и приукрашивать, но суть помню.

    Повествование от первого лица. Действие происходит до революции. В провинциальный городок приезжает цирк (кажется, так). В цирке ЧП… читать полностью

  • Oльга ГОЛЬДИНА
    Oльга ГОЛЬДИНА 17 September 2009

    @Юлия Ародис, я оценила Вашу предосторожность. :)))

    А вот образчик современного американского конферанса. Слышан мною лично пару лет назад на Бродвее. Конферансье выскочил на сцену и воскликнул: Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте! Как приятно вас всех видеть в этом зале! Сколько старых друзей! Сколько новых лиц! Сколько старых друзей с новыми лицами!!! :)

  • Юлия Ародис
    Юлия Ародис 17 September 2009

    @Oльга Гольдина, нет, не предосторожность. Я тихонько надеялась, что вы мне автора-то подскажете, как в свое время подсказали, кто написал "Червячка". Очень хочется почитать еще какие-нибудь его вещи.

  • Oльга ГОЛЬДИНА
    Oльга ГОЛЬДИНА 17 September 2009 (Сразу отредактировано)

    @Юлия Ародис, так бы сразу и говорили. :)
    Это эпизод из жизни отца знаменитого дрессировщика Валентина Филатова - Ивана Лазаревича - описан в книге Юрия Никулина "Почти серьёзно". Тоже, кстати, одна из моих любимых. :) Вот этот эпизод.

  • Сергей Миров
    Сергей Миров 17 September 2009

    @Oльга Гольдина, один из авторов этой книги у нас тут покумиривает!

  • Oльга ГОЛЬДИНА
    Oльга ГОЛЬДИНА 17 September 2009

    @Сергей Миров, Да, я его уже на эту тему отреверансила, когда он тут появился. :)

  • Жажда
    Жажда 25 September 2009

    Шеф с утра пораньше решил развлечь меня байками и рассказал (не знаю, насколько правда):
    Говорят в Большом было. Опера "Евгений Онегин". То место, где герой у графа спрашивает: - Кто это там в малиновом берете? - Жена моя! - Не знал, что ты женат! Так вот, в самый ответственный момент потерялся берет. Срочно нашли зеленый, и выпустили девушку на сцену. Герой увидел, из положения выходить надо, ну и ляпнул наскоро: - Кто это там в ЗЕЛЕНОВОМ берете? Граф обалдел, и от неожиданности запутался: - СЕСТРА моя! Евгений совсем спрыгнул с катушек, и спел: - Не знал, что ты СЕСТРАТ !

  • Oльга ГОЛЬДИНА
    Oльга ГОЛЬДИНА 25 September 2009

    @Жажда, все верно Шеф излагает. Ходит уже много лет такой театральный анекдот. Никто не знает, в каком театре было. И было ли вообще. :) Правда, есть одна маленькая поправочка. (я за точность цитат, ну вот не могу ничего с собой поделать! :)) )
    И у Пушкина в поэме, и у Чайковского в либретто диалог (с пропусками) звучит так:
    Онегин: "Кто там в малиновом берете....?"
    Гремин: "Жена моя."
    Онегин: "Так ты женат...?" Соответственно, тут он пропел: "Так ты сестрат?"
    Ну и Гремин, конечно же, князь, а не граф. :)

  • Юлия Ародис
    Юлия Ародис 1 October 2009 (Отредактировано через 10 минут)

    Вот еще из разряда сценических нестыковок. Рассказал Поляков. Сам не захотел описывать здесь этот случай, видимо, счел недостаточно примечательным. Но мне дозволил изложить.

    ...Случилось это на премьере "Предложения" Чехова в Щелковском драмтеатре. Если кто не помнит, в этой пьесе-"шутке" всего три действующих лица: жених Иван Васильевич (А. Поляков), отец невесты Степан Степанович (фамилию актера Поль не назвал, но охарактеризовал как необычайно экспансивного субъекта примерно… читать полностью

  • Сергей Миров
    Сергей Миров 1 October 2009

    @Юлия Ародис, дайте ему по заднему месту, чтоб сам писал, а?

  • Юлия Ародис
    Юлия Ародис 1 October 2009 (Сразу отредактировано)

    @Сергей Миров, никак это невозможно-с, чтобы по заднему месту. Не имею таких высоких пономочий. Да и рассказ этот изложен мною исключительно ввиду неблагоприятных поляковских обстоятельств. Он неделю уже давлением по-страшному мается, так что даже читать не может. Только простонать может в трубку что-нибудь по теме.

  • Сергей Миров
    Сергей Миров 1 October 2009

    Давайте размещать аудиофайлы стонов.

  • 余丽
    余丽 14 September

    sujuan0914
    michael kors handbags onlinecoach factory outletmichael kors pursesflyknit lunarLouis Vuitton Handbagskate spade handbagsnike roshe flyknitjames harden shoeshttp://www.flyknitlunar2.comnike flyknit lunar2kyrie 1 shoeshttp://www.rosherunblack.netkate spade new yorklouis vuitton salenike free trainer 5.0kobe 10michael kors outletnike free run 5.0michael kors factory outletnike james harden shoesmk bagscoach purses onlinecoach promo codehttp://www.michaelkorsmkbags.netlouis… читать полностью

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно войти Facebook_16 Vkontakte_16 или зарегистрироваться.