Сергей Миров
Сергей Миров

Продюсер, музыкант, автор песен, телережиссер, журналист, теле- и радиоведущий. Генеральный продюсер международного фестиваля «Сотворение Мира».
Шеф-редактор Топфотопа.

mirov@top4top.ru

Сайт: www.top4top.ru

Как еще можно читать

  • Подписаться в Livejournal
  • Подписаться в Liveinternet
  • Читать в Яндекс.Ленте
  • Читать в Google Reader
  • Подписаться на RSS

16 April 2013

Пластика лица кавказской национальности

Интервью писалось для "Новой Газеты" http://www.novayagazeta.ru/society/57627.html
Но там оно чуть сокращено. Под полосу.
Даю здесь авторский вариант и еще раз поздравляю Хасана Баиева с юбилеем!)))

Мировая знаменитость, Человек Года по версии журнала «Тайм», член сборной СССР по самбо и дзюдо, герой голливудского блокбастера, играть которого начинает Джордж Клуни, глава большой семьи, автор бестселлера, переведенного на 20 языков, враг, приговоренный к смерти по обе стороны «маленькой победоносной войны», сверхпопулярный в России пластический хирург, лауреат Международной премии «Врач Мира» и скромный житель Бостона, - все это один человек, Хасан Баиев, в эти дни отмечающий свой 50-летний юбилей.
Но даже этот совершенно личный праздник он превратил в Благотворительный Вечер Помощи Детям (Генеральный Меценат – фирма «Одри»)

- Скажи, пожалуйста, Хасан, я понимаю, что твоя родина Чечня, но в какой степени твоя родина Россия?
- Ну, раз Чечня относится к Российской Федерации, то получается, что Россия моя родина. Хотя, честно сказать, я считаю, что по отношении ко мне было очень много несправедливости. Был такой тяжёлый период, я был в гонении. Но где бы я не находился, я, естественно, представлял Россию. Потому что Чечня это Россия.
- Ты вырос в Казахстане?
- Нет. Мои сёстры выросли в Казахстане. В 59-м году семья вернулась в Чечню, тогда я и родился.
- Я немного знаю историю с депортацией чеченцев. Мой друг как раз родился в Казахстане в 58-м.
- Да, наше старшее поколение все там родились.
- Скажи, обида у старшего поколения была большая на Россию, когда вы жили в Казахстане?
- Обида, конечно, была. Взять моего отца, он инвалид войны, воевал в Мурманске, Финляндии, был дважды тяжело ранен. В конце концов, по инвалидности его списали. Не успел он вернуться, ранения не успели зажить, а его депортировали! Было много несправедливости по отношению к нашей маленькой нации. Но, тем не менее, мой отец мне всегда говорил, что русский народ не виноват! Так же, как чеченцы, были депортированы многие национальности. Сталин был грузин, а сколько он уничтожил грузинской интеллигенции!
- А интеллигенцию вообще уничтожают в первую очередь. Все, начиная с Людовика XIV!
- Да. Все мы стали жертвами. Люди всех национальностей.
- Тем не менее, сейчас ненависть поляризовалась. В России фактически идет холодная гражданская война, иногда переходящая в горячую форму. Она не только на национальном уровне, но, в основном, именно на национальном. В Москве и крупных городах происходит сильное отторжение приехавших с Кавказа. И ваши мальчишки с этим сталкиваются практически с первой секунды, когда приезжают. Что делать?
- Понимаешь, была серьезная война. Первая чеченская кампания, потом вторая… И вот уже 20 лет Первый Канал и все российские СМИ всё время показывают Чечню, «лиц кавказской национальности» именно в этом ключе. На этой пропаганде выросло целое поколение, и с той и с другой стороны. И сегодня мы получили плоды пропаганды, проведённой российскими СМИ. Нельзя так себя вести. Если это Россия, то независимо от национальности и вероисповедания, человек должен чувствовать себя россиянином, где бы он ни находился. Да, мы россияне, но все время чувствуем какую-то несправедливость. Посмотрите, сколько в Москве, Петербурге, случаев, когда скинхеды забивают людей до смерти!
- А делать что? Что я могу сделать? Что ты можешь сделать? Что могут сделать те, кто нас прочтёт?
- Мне кажется, что в первую очередь должна быть национальная политика. Просто, она должна быть, должен быть какой-то закон. Вот эта ненависть друг к другу, лозунги «Россия для русских»… У нас в ответ было – «Чечня для чеченцев»… За подобные лозунги с обеих сторон надо очень жёстко наказывать. Если будет закон, этой проблемы не будет! И, конечно же, это поколение надо воспитывать! Почему у нашего с тобой поколения нет никаких проблем? Мы понимаем друг друга! Мы воспитаны по-другому, мы свободно можем поехать в гости, встретиться, посидеть. И нет никаких проблем! А в Америке этой проблемы вообще нет!
- Ну, в отношении, скажем, афроамериканцев, она есть! И, самое смешное, тут можно коррелировать ситуацию с кавказцами в Москве и афроамериканцами в крупных американских городах. Именно с точки зрения попытки повесить весь криминал на чёрных или кавказцев.
- Это самый лёгкий путь, свалить на кого-то преступление. Я знаю, что в последнее время от, так называемых, правоохранительных органов пострадало очень много людей. Но больше всех пострадали кавказцы! Помнишь, как это было? Люди просто не могли на улицу выходить: то забирают, то выпускают, то патроны подкидывают, то наркотики... Когда для славян один закон, а для кавказцев другой – справедливости не будет никогда. Это надо учитывать.
- Ну, закон-то, в общем, один. Давай попробуем посмотреть с другой стороны, на темперамент. Вот ты врач. Ты не только должен спасать жизни, ты их реально спас несколько тысяч. Но я смотрю на тебя, и вдруг понимаю в разговоре, что есть какие-то ситуации, в которых и ты убить можешь! Можешь? Ты думал об этом?
- (долгая пауза) Только в одном случае, если почувствую, что есть угроза жизни моей семье и т.д. Это безысходная ситуация. Но, тем не менее, свои эмоции надо всегда регулировать. Нужно быть сдержанным, контролировать себя.
- Конечно, нужно! Об этом мы сейчас и говорим. Когда приезжают ребята с Кавказа, особенно когда они объединяются в компании, мы чувствуем, что, по сравнению с окружающими они очень агрессивны на улице. Мы потеряли ощущение покоя, понимаешь?
- Я всегда критиковал это, где бы ни был, я всегда старался уважать людей, которые там живут. Я понимал, что я гость, и должен вести себя прилично и достойно. Ехать куда-то со своим уставом и продвигать его там, я считаю неприличным. Не буду скрывать, очень часто наши мальчишки в Российских городах ведут себя неприлично, нагло. Но дело в том, что большинство кавказцев этого не одобряют! По нашим обычаям и традициям – это не к лицу, то, что они делают. Мы за эти годы и с российской, и с кавказской стороны, упустили очень важный момент: Чечня – это постоянные беженцы, переселенцы – ни дома, ни двора, ни нормального внимания родителей, а уж я-то знаю, как воспитывают детей в чеченских семьях! Все эти эти годы люди хватали имущество, убегали и жили в лагерях беженцев, и в отношении детей было НЕДОВОСПИТАНИЕ! Отсюда и идёт сегодня вот такая тяжёлая атмосфера.
- Да. Но что вы сейчас можете для этого сделать?
- Знаешь, я девять лет учился в Красноярске. И я никогда ни с кем не дрался, только дружил со всеми. И точно так же моё поколение, учившееся в Москве. Никогда не было этих драк. Хоть и занимался боевыми искусствами…
- Я сейчас задам конкретный вопрос. Вот эта история с телохранителями Рамзана, которые творили здесь, что хотели, а их просто отпустили потом. Тут же уже дело не просто в кавказцах, а в том, «что хочу, то и ворочу»! Это ведь тоже очень плохо работает на имидж Кавказа!
- Да, это правильно. Сам Рамзан Кадыров на это очень остро реагирует. Я смотрел по местному телевидению, он говорил, что многие пользуются тем, что они чьи-то родственники, приближённые и позорят нас. Поверьте, он такие вещи не одобряет, и если узнаёт – он наказывает. Особенно, приближённых к нему, охрану, членов правительства. Когда был тот случай с парковкой, он же сразу уволил своих чиновников. Он с этим не играет, он много раз выступал и говорил, что никогда не будет защищать тех, кто позорит нашу нацию!
- Ты пробовал прикинуть, кого ты оперировал больше, боевиков или русских солдат?
- Конечно, больше попадались боевики. Хотя и русских солдат за обе кампании я оперировал сотнями. Каждый день. Особенно вторую войну. Это ни для кого не было секретом. За что, в принципе, Бараев и охотился за мной. «Ты открыл для русских госпиталь, подхалимчик. Пытаешься им угодить». Через мои руки прошли очень многие, и офицеры, и контрактники, и солдаты.
- А тот русский хирург, Саша, которого ты спас от расстрела в плену, он тебя потом не нашёл?
- Нет, к сожалению. Мне очень интересно узнать о его судьбе, на самом деле.
- А ты его фамилию не знаешь?
- Он давал мне свои координаты, я же постоянно общался с его женой, тайком звонил, успокаивал её. Говорил, что он живёт в хороших условиях, за ним наши медсёстры ухаживают, кормят… Но во время зачистки у меня забрали блокнот, в котором были все его данные.
- Я могу написать, что если он отзовётся, ты будешь рад его увидеть и услышать?
- Конечно.
- Всё, что было с тобой на войне, мы более-менее знаем. Я не буду у тебя спрашивать, с удовольствием или без удовольствия ты восстанавливал То Самое Лицо (Радуев) или отрезал Ту Самую Ногу( Басаев). Это твоя работа. Н о как тебя вывезли в Штаты?
- После всех этих событий я выехал в Ингушетию. Вокруг меня был очень большой шум, и меня отыскала международная организация Хьюман Райтс Уотч. Мы встретились в Ингушетии, среди них был мой коллега. Он сказал: «На твоём лице виден весь ужас войны». И я показал ему свои руки после всех операций, проведённых без перчаток. У меня полопались волдыри, все руки были в ранах от домашних ниток, они очень острые, я искромсал себе все пальцы. Руки были отёкшие. Они все были в ужасе. Я сказал: «Я знаю, что моё психическое состояние очень плачевно и боюсь, что у меня будут очень серьёзные проблемы». Они спросили, чем они могут мне помочь? Я сказал, что если есть возможность, я бы хотел пройти реабилитацию. Вот так они меня в Америку и вывезли.
- Визу кто давал? Какой паспорт?
- Российский паспорт. Визу давали здесь, в Москве.
- То есть - официально? Ты тогда не был врагом России?
- Нет. Я не был в розыске. Конечно, если бы поймали, по головке бы не погладили. Меня искали, очень искали. Я одну ночь ночую в Карабулаке, вторую в Назрани, третью в Троицке… Я скитался по Ингушетии. Я не преувеличиваю, не фантазирую: меня искали очень серьёзно. А ещё я оказался меж двух огней. Это было очень тяжело.
- Сейчас ты возишь в Чечню американских врачей и сам занимаешься детской лицевой хирургией. Расскажи про это.
- В Бостоне были две женщины, они в 1996-м году открыли «Международный комитет помощи детям Чечни». Но так как они не знали, как доставить эту помощь в Чечню, этот фонд закрыли. Хотя что-то они привозили и раздавали в Ингушетии. И в 2003-м году, когда вышла моя книга, они предложили мне стать директором этого фонда. Нас было семь человек, все деньги от продаж книги я перечислил в этот фонд. Без преувеличения, мы очень много сделали благодаря этому фонду, даже находясь в Америке, когда я был «невъездным» в Чечню, мы очень много помогали. Несколько тысяч слепых детей, 450 детей, которые от бомбёжек потеряли слух. Помогали неврологическому госпиталю в Грозном, покупали КамАЗами продукты, особенно муку. Раздавали семьям, которые жили особенно тяжело. А в 2009-м году я привёз большую команду американских хирургов, 29 человек. Они работали бесплатно.
- Что такое бесплатно?
- Ну, это дети с врождёнными аномалиями, очень дорогостоящие операции. У людей сейчас нет возможности самим это оплатить.
- Я понимаю. Но американцы тоже работали бесплатно? Они не получали за это денег?
- Нет. Они взяли отпуск на две недели и приехали с другого конца Земли в Чечню оперировать детей. За тот раз мы прооперировали 150 детей с тяжёлыми врождёнными патологиями. Отбор детей был такой: в первую очередь – это если вообще нет родителей, во вторую – многодетные семьи.
- Для этой истории в Грозном оборудовали госпиталь?
- Когда мы первый раз приехали, работали в очень тяжёлых условиях. Хотя и привезли инструменты, оборудование, материалы, медикаменты из Америки. А когда приехали во второй раз, мы уже работали в новой Детской Республиканской Клинической Больнице. Американцы очень удивились. Оборудование, условия...
- Там делают операции только чеченским детям?
- Нет. Эту акцию мы проводили по всему Северному Кавказу. Я лично ездил в Дагестан, отбирал детей. Чечня, Ингушетия, Осетия.
- А если бы приехали дети из Большой России?
- Да ради Бога! Ко мне приезжают!
- А как?
- Мне пишут. Вот позавчера из Тольятти сюда в Москву приехала женщина, ее дочка попала в аварию, раздроблен лицевой скелет. Естественно, там лицо полностью деформировано. Она прилетела, я её проконсультировал, прямо здесь, в холле, сказал: «Приедете в Чечню, я вас прооперирую бесплатно». Она меня расцеловала. Кстати, я всегда говорю, когда бываю в Москве, чтобы у людей не было лишних затрат. Люди же не от каприза ищут помощь своему ребёнку! Для меня как врача нет национальностей.
- Когда ты после Америки приехал домой, в Чечню?
- В 2007-м.
- Расскажи, что это для тебя было?
- Многие люди, с которыми я работал и мои друзья, когда я сказал, что лечу в Чечню….. А меня же до этого вообще не пускали в Россию. Они говорили: «Посмотри, что происходит! Посмотри, что сделали с Литвиненко. Посмотри, что случилось с Политковской, ты с ума сошёл!» Я сказал: «Я не криминал и не публичная фигура. Если за то добро, что я сделал людям, меня хотят убить, то ради Бога, пусть убивают». И с моей женой, Зарой, они разговаривали, но она сказала: «Если ему это ударило в голову, держать бесполезно. Я его хорошо знаю, его ничего не остановит». Вот так я и приехал. Мы тогда в Таганроге были, и мне совесть не позволяла упустить возможность, когда в Чечне такая проблема. Я приехал в Чечню, отобрал самых нищих для лицевых операций. Они не верили, что я хочу им помочь, уже столько все обещают, а никто ничего не делает. А я отобрал двадцать матерей и двадцать детей. Сам заплатил деньги, оплатил «Икарус», питание, и повёз их за тысячу километров.
- В Таганрог?
- Да. Всех прооперировал. Мы их там ещё пронаблюдали. С этими детьми и матерями я вернулся в Чечню, довёл их до конца и через неделю вылетел обратно.
- А как тебе сама Чечня? Вот ты посмотрел на Грозный, на своё село, как это изменилось за годы твоего отсутствия?
- Естественно, я очень переживал, волновался. Как только я переступил границу Ингушетии, увидел блокпосты, конечно, это для меня это была жуть. Военная форма, миноискатели, собаки вдоль дороги… Про себя подумал: «Ёлки-палки, сколько времени прошло, а ничего не изменилось». Потом попал в Грозный, увидел, что появились новые здания, очищенные улицы. Каждый год я приезжаю в Чечню и вижу, всё лучше, лучше, лучше. И сегодня уже никто не верит, что там была война!
- Вот ты сейчас врач, ты используешь свои возможности на 120 процентов. Сложно назвать кого-то ещё больше врачом, чем ты. Но всё-таки, если вдруг у тебя появится возможность влиять на большую политику, ты согласишься стать общественным деятелем, сенатором?
- Нет. От одного человека в политике мало что зависит в России. Это целая система и она так работает. Я всегда говорил, политика – это очень много обмана. А я не тот человек. Если я буду работать, я должен оправдать доверие людей, делать что-то полезное. А когда мне не дают этого делать, зачем обманывать людей?
- А как наши звёзды шоу-бизнеса попадают к тебе на операцию?
- Я никогда себя не рекламировал.
- Я понимаю. Но как они к тебе попадают? Они в Грозный приезжают?
- Да. Первая прилетела Гузеева. Надо отдать ей должное, её отговаривали: «Куда ты летишь? Ты сумасшедшая!» Видимо, после того как мы с ней встретились в Москве, поговорили, у неё было ко мне какое-то доверие и расположение, хотя я её не уговаривал. Я считаю, что пациент сам должен почувствовать контакт. Видимо, у неё этот контакт со мной случился. Она сказала: «Хасан, всё, я еду в Чечню!» Она прилетела, и я её прооперировал.
- А кто ещё у тебя был? Кого ты можешь назвать?
- Никого. Я многих оперировал из «Останкино». Лариса сама официально об этом заявила, а сам я никогда не называю имён своих пациентов. Но когда она вернулась из Грозного, все были просто в шоке от результата. И после этого все поехали. Не только звёзды, но и жёны олигархов!
- Может, вопрос некорректный. Вот твои дети, которые растут в Бостоне, ты хочешь, чтобы они жили в Америке или вернулись в Чечню?
- Мне этот вопрос задавали много раз. Сегодня они граждане Америки. Естественно, даже находясь в Америке, я старался создать такую маленькую Чечню у себя дома…
- У тебя получилось, такой вкусный горный мёд!
- Да, начиная с еды – язык, музыка, песни. Конечно, я хочу, чтобы они выучились там, получили хорошее образование… И чтобы про них никогда не говорили: «Лицо кавказской национальности». А вырастут – пусть сами выбирают!

9 комментариев

  • A.J.
    A.J. 17 April 2013

    Он кого-то из лидеров боевиков оперировал, вроде как жизнь спас, счас точно не вспомню кого, Закаева или еще кого-то из той шайки.

  • Сергей Миров
    Сергей Миров 17 April 2013

    И Радуева, и Басаева ("то самое лицо и ту самую ногу"). Это его работа.

  • Катя
    Катя 17 April 2013

    Не знала ничего об этом человеке.
    Вот ещё один повод посожалеть и помечтать: когда люди перестанут делить человечество на расы, нации...?

  • Белая Ночь
    Белая Ночь 17 April 2013

    Межнациональные конфликты это больная тема. Когда Х.Баиева спрашивают об агрессивности молодых кавказцев, он отвечает: - Я так себя не веду. - Ну конечно, он - так себя не ведет. А что делать с теми, которые как раз ведут? Он этого не знает, и сделать ничего не может, представляю как ему тяжело отвечать на такие вопросы. И проблема не столько в национальной политике, сколько в экономической.

  • NIKA
    NIKA 18 April 2013 (Отредактировано через 1 минуту)

    Интересное интервью.
    "...представляю как ему тяжело отвечать на такие вопросы." (БН)
    тоже понимаю, что сложно, но два утверждения порадовали и внесли ясность: "недовоспитание" (в силу объект. причин) и "...большинство кавказцев этого не одобряют!". Конечно, дело в государственной политике, без этого никуда, но на уровне простых граждан, такие ответы вселяют надежду, что не всё потеряно.
    Хочется поздравить Врача Мира с юбилеем, пожелать успехов, терпения и личного счастья!
    _________________________
    И, конечно, выразить соболезнования Бостону и бостонцам в связи с терактом (((

  • Елена Губарь
    Елена Губарь 19 April 2013

    большое спасибо за то, что делает Хасан Баиев, когда читаешь про таких, появляется надежда, надежда на будущее, не для Чечни или России конкретно, а в целом для человечества. Нас наверное отравили постоянным негативом в прессе,хочется "простых чудес".

  • Сергей Миров
    Сергей Миров 19 April 2013

    И вот я сейчас поговорил с Бостоном... Представляете, как себя сейчас чувствуют его четверо детей и жена?

  • cheap
    cheap 1 June

    cheap Michael kors sale as a Michael Kors Outlet style Cheap michael kors Handbags UK manufacturer Michael Kors Uk it's striking avant-courier Cheap Michael kors Online very cheap michael kors accord using the michael kors outlet uk cosmetic common Michael Kors Canada of contemporary Michael kors Outlet UK urban women and men Michael Kors Discount Just lately Louis Vuitton Outlet Sale modest Authentic Louis Vuitton Outlet Sale make up whenever visiting Louis Vuitton… читать полностью

  • 余丽
    余丽 14 September

    sujuan0914
    http://www.nikeflyknitlunar3.orgair max 90coach outlet storekate spade usacoach factory storenike free flyknit 4.0nike 4.0 flyknitroshe run all blackhttp://www.louisvuitton-sunglassess.comair max zero menshttp://www.lebron13shoes.netmichael korscoach outlet onlinekate spade sale ukhttp://www.nikefree30flyknit.nethttp://www.nikeairmaxzero.netmichael kors outletkate spade bagsCheap Louis Vuitton Bagskyrie irving 1 shoeair jordan shoeshttp://www.michaelkorsbags2015.netnike… читать полностью

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно войти Facebook_16 Vkontakte_16 или зарегистрироваться.