Продюсер, музыкант, автор песен, телережиссер, журналист, теле- и радиоведущий. Генеральный продюсер международного фестиваля «Сотворение Мира».
Шеф-редактор Топфотопа.
Сайт: www.top4top.ru
25 March 2012
Профессиональных заболеваний на свете существует много. Гастрит, как это ни смешно, является неотъемлемой частью каждой из моих профессий: геолог-нефтяник, эстрадный артист, режиссер...
Но к разряду крайне неприятных явлений, так называемых, «творческих профессий» я бы отнес практическую невозможность чисто зрительского восприятия работы собратьев по жанру. В те моменты, когда соседи по креслам полностью отдаются течению действия, мы либо разочарованно констатируем про себя знакомую технологию процесса, либо мучаемся загадкой – как же они это делают!
Очень долго я стеснялся признаться в этих ощущениях, подозревая у себя не столько "профессиональную", сколько "детскую" болезнь, благодаря которой я пытаюсь приблизить себя к корифеям жанра и "эдак, провожу анализ", но вот совсем недавно я вспомнил одну из историй моей совсем еще сопливой юности. Она меня успокоила.
В 1974-м году я еще даже не окончил школу, но, как мальчик начитанный и, что немаловажно, хорошо одетый, частенько проводил время в компании «золотой молодежи» несколько старше меня. Гости у меня в доме не переводились благодаря удобному месту жительства (рядом с Новым Арбатом и его заведениями), а также мудрой политике моих "предков", предпочитавших, чтобы все мои друзья приходили в дом, а не таскали меня по забегаловкам и подворотням. Из дома тогда пропало довольно много разных предметов, но родителей очень радовало то, что большинство пропаж составляли книги.
Это весьма положительно характеризовало моих гостей.
(Кстати, господа родители, не кажется ли вам, что это правильно, лучше видеть у себя дома всех приятелей сына, чем гадать, - чем он там, на дискотеках, занимается?)
В нашей веселой компании «золотой молодежи» чуть ли не ведущую роль играла Олеся Николаева, тогда еще совсем юная, подававшая большие надежды поэтесса. Это сегодня она – видный богослов (или богословица?), и уже забыла, что в начале 70-х вместе со всеми нами в компании московских хиппи с удовольствием слушала совершенно «неканоническую» рок-оперу «Джизус Крайст – Суперстар» и самозабвенно танцевала под ту же «Лестницу в Небо» культовой группы Лед Зеппелин, в которой сейчас слышит призыв служения сатане.
Тогда же она с восторгом читала и цитировала полузапретный роман Булгакова, который сегодня осуждает за удивительно точную и трагичную фразу Иешуа «ученики всё переврали».
Осуждает, наверное, потому что сегодня находится в стане последователей тех самых учеников…
Однажды, она познакомила нас со своим «бой-френдом». Это был лауреат всех возможных конкурсов, пианист Владимир Виардо. Несмотря на солидную разницу в возрасте (в аккурат, как у д'Артаньяна и Атоса), мы с ним достаточно легко общались, иногда выпивали и вместе дурачились. Как-то раз я даже имел честь быть зван в его дом, где, собственно, и произошла беседа, о которой я сейчас вспоминаю.
После дегустации вин, споров о культуре, «танцев-обжиманцев» и повторной продолжительной дегустации мы с Володей оказались в его кабинете, где он, выбрав меня, видимо, как наиболее трезвого, играл пассажи каких-то неизвестных мне авангардных композиторов. Потом вдруг прервался, грустно посмотрел на меня и сказал:
- Счастливый ты...
- Почему?
- У тебя слух просто хороший, а у меня он – абсолютный.
- Ну и что?
- Понимаешь, я не слышу музыки! Я слышу комбинацию звуков…
Наверное, в этом было некоторое профессиональное кокетство, но, как говорится, в каждой шутке есть доля шутки. При детальном восприятии общее впечатление всегда пропадает («большое видится на расстоянье»), и подчас довольно сложно его освежить.
К сожалению, современные эстрадные звезды, называя себя музыкантами, страдают совершенно противоположным заболеванием, видимо потому, что по сути имеют совершенно другую профессию. Если подойти «по гамбургскому счету», только они сами считают музыкой то, что сейчас звучит в эфире.
У некоторых слушателей музыкальная культура значительно выше, поэтому для нас это просто комбинация звуков.
17 комментариев
А я вот вообще не понимаю КАК можно писать музыку? Как можно читать ноты? Как можно отличить хорошую игру от гениальной? Вообще музыка для меня - полнейшая мистика...
@Cергей Миров, музыка - это почти что проститутка. Не надо обожествлять ее. Как только начинаешь это делать - тут же она и начинает управлять тобою. "Пошла вон!" - и выставил ее за дверь. "Заходи!" - зашла. Некое всегда расстояние позволяет ее рассматривать детально и с пользой для себя.
Способ восприятия дается человеку от рождения. Это не показатель таланта или какого-то потенциала, это скорее инструмент, если правильно им пользоваться, то может привести к успеху. Легко определяется по рукам, если есть превалирующие признаки.)
Я, например, почти не замечаю деталей, почти всегда они сливаются в целостность. Отсюда впечатление, то или иное, и далеко не всегда есть надобность раскладывать его по кирпичикам. А вдруг, когда обратно сложишь, окажутся лишние детали?)))
@Белая Ночь, вот-вот, близко.
Хотя, незнаю. В жизни всяких способностей, склонностей и странностей хватает.
"Что с того, что мы немного того?" (с)
Портативный граммофон Victor Victrola VV-50
#96620. США. 1923 года выпуска.
http://youtu.be/lnGmmOLqltk
У моего сына хороший слух и полтора музыкальных образования. В детстве он убегал из комнаты, когда я пыталась петь колыбельные
муз. пауза EMI (1974:)
http://youtu.be/ipeODPj5WRU
@СМП, @Белая Ночь, видеть и увидеть, слышать и услышать - это две огромные разницы. Часто, почти всегда, слушая музыку я думаю - Господи, как он (композитор), все ЭТО услышал?! Каким образом архитектор, скульптор, режиссер, писатель... ЭТО увидели.
Яблоко падало с дерева тысячелетиями, а вот увидели это Ньютон и Галилей.
Буквы, ноты, краски, символы (в формулах) - всего лишь формальные носители, (это же трюизм).
Каждая профессия начинается с ремесла. Ловкости рук, быстроты взгляда, точности репродуцирования... этой невидимой связи между функцией мозга и "рукой", которая дается ТОЛЬКО в результате тяжелого труда. Ну а дальше, включается то, что от Бога. Но это, как говорил Роден, происходит значительно позже, на 12-ый час работы, вот тогда ты начинаешь видеть и слышать.
Задумайтесь. Древние египтяне, греки... толком не видели фиолетовый цвет, о том же, какие звуки они не слышали, угадать невозможно.
@Сноб Заморский, я бы написала это по-другому, но в принципе, зачем, смысл ясен.)) Для себя я называю это вхождением в систему. Иногда это требует усилий, иногда нет.) Тому, что от Бога, научиться нельзя, заработать иногда можно. Есть такие врачи, которые по нескольким симптомам, даже не очень и показательным, безошибочно ставят диагноз, а другим и множество исследований и анализов ясности не добавят. Так же и везде.
Есть такие картины, которые звучат... А есть такая музыка, которую видишь...
Вспоминается анекдот (не о музыке, но по теме изложения). Один оператор говорит другому: "А пойдем сходим в театр?" Тот ему отвечает: "Ты что? Полтора часа смотреть только общий план?"
@Белая Ночь, на 22:51
из автомира. В общем, в конечном итоге, всё упирается в качество прокладки между рулём и сиденьем)))
@radar_perm, знакомо...)) Сама петь не умею, но когда была мелкая (лет 5-ти), а в доме гости пели застольные песни, то демонстративно уходила, пьяные голоса резали слух, кроме одного дядьки никто петь не умел.)
@NIKA, бли-ин, читала этот прикол, машинально выдала наивняк в комменте: А что это за прокладка между рулем и сиденьем?
Мне ответили: мда, девушка, за руль вам рановато. Ваще-то это водитель.))) Самой на себя смишно было. Блондинко, блин.)))
@Белая Ночь, ))) из серии две ноги, три педали - как управиться-то???)))
@NIKA, вот, смеешься, ты же водишь сама. А я только мечтаю... безуспешно. Мне было категорически сказано: за руль не посажу, даже если будем СТОЯТЬ в чистом поле.((
@Белая Ночь, ох, уж мне эти "не посажу")) если мечтаешь, надо постараться осуществить)) другое дело, в итоге может не понравиться..сейчас ездить - сплошные нервы.
@NIKA, Почти, в большинстве ноктюрнов Шопена в правой восемь нот, а в левой пять, или наоборот.)))))))) И как управится? Поэтому, если заставляли считать, а играть это можно только на слух, но при этом еще считать раз и, два и, три и,!!!!!! - это было выше моих сил, уж лучше марши)))).
Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно войти или зарегистрироваться.