Сергей Миров
Сергей Миров

Продюсер, музыкант, автор песен, телережиссер, журналист, теле- и радиоведущий. Генеральный продюсер международного фестиваля «Сотворение Мира».
Шеф-редактор Топфотопа.

mirov@top4top.ru

Сайт: www.top4top.ru

Как еще можно читать

  • Подписаться в Livejournal
  • Подписаться в Liveinternet
  • Читать в Яндекс.Ленте
  • Читать в Google Reader
  • Подписаться на RSS

15 January 2012

Умер Женя Гинзбург

Пять часов назад. Мой учитель и друг. Пока больше ничего не могу писать. Извините.
Это мой с ним разговор девять лет назад.
Он был не самый удобный человек и не со всеми уживался. Особенно не мог терпеть тех, кто вдруг начинал "звездить".
Последний его на моей памяти уход был от Армена Джигарханяна, в театре которого он работал режиссером. Это было года три назад, уже после интервью.

Евгений ГИНЗБУРГ – ПРОСТО ЦИРК! (2003 г.)

Старшему поколению не нужно представлять Евгения Гинзбурга, а для молодых скажу, что это основоположник современного телевидения, автор самых ярких праздничных «Огоньков» и телевизионных «Бенефисов» советского и постсоветского времени, режиссер почти десятка блестящих музыкальных фильмов. Его запрещали, увольняли, смывали его работы, но он выживал и снова возвращался на экран.
Редактируя материал, я честно пытался перевести наш с ним разговор «на вы», но не получилось. Терялись практически все интонации разговора, а с ними и смысл.
А встретились мы у него на работе… в Цирке на проспекте Вернадского.

- Женя, почему ты здесь? Ты что, бросил телевидение?
- Я ничего не бросал, просто возникла идея – цирковое музыкальное ревю «Свадьба Соек». Конечно, это римейк моего старого телевизионного фильма на музыку Саши Басилая, но на безрыбье – это большое событие.
- Почему образовалось «безрыбье»?
- Не знаю. Все идеи в свойственном мне жанре, которые я постоянно предлагаю на самых разных каналах, пока не прошли.
- Что такое «пока»?
- Свою последнюю картину, сериал «Мамука», я закончил для канала «Россия» больше года назад. Он лежит, канал молчит. Я месяц пытаюсь добиться ответа, почему сериал, снятый на их деньги, ими заказанный и принятый без замечаний, лежит на полке. Ответа нет.
- ?…
- Знаешь, лет пять-десять назад, когда я закидывал им свои синтетические идеи, мне отвечали: «Ну, не время сейчас! Очень хочется, но совсем нет денег, у тебя же такие масштабы…» А сегодня, когда у всех деньги есть, мне отвечают: «Все очень хорошо, но, видите ли, - не формат!» Что такое «не формат», кстати, я не очень понимаю. И что такое «рейтинг», я тоже не понимаю, но зато я прекрасно понимаю, кем, за какие деньги, он искусственно надувается! Так что, сегодня мой роман с телевидением затормозился, и я здесь в цирке. Между прочим, получаю огромное удовольствие от работы.
- «Свадьба Соек», это, конечно, мюзикл?
- Нет. Категорически нет. Я сегодня открыто говорю, что в нашей стране сегодня ни нет ни малейших оснований полагать, что можно поставить настоящий мюзикл! В моем распоряжении нет ни актерской школы, ни соответствующей музыкальной драматургии, ни даже зрителя, который умеет хлопать на слабую долю, как это делают во всем мире! У нас все хлопают, как на марше! Режиссер может себе позволить только «игру в мюзикл». А у нас пытаются на полном серьезе – и провал! Кстати, недавно закрытый «Норд-Ост» - наиболее удачная история, там очень точно нащупана драматургия, но это единственное попадание. Нет ни музыки, ни актеров, ни хореографии! Ты никогда не задумывался, что у нас в стране НЕ пишут мюзиклы: Зацепин, Гладков, Тухманов, Дашкевич, Гаранян, Басилая… список можно продолжить, но он небольшой. А ведь это именно те, кто, казалось бы, и имеет право их писать!
- А разве в этом жанре у нас не было удач?
- Были. Это «Юнона и Авось», «Орфей и Эвридика», «31 Июля», «Три Мушкетера» чуть раньше - «Карнавальная Ночь», а еще раньше «Веселые Ребята». Это, может быть, не все, но обрати внимание: ничего из этого при постановке не называлось «мюзикл».
- А твои фильмы? «Остров Погибших Кораблей», «Рецепт Ее Молодости», те же «Аргонавты», это тоже игра?
- Конечно. Хотя, знаешь, когда я их снимал – я думал по-другому, но я же еще ничего не видел! Я не знал настоящих мюзиклов, не знал никаких рецептов! Как увидел «Кабаре» – сразу перестал. Хотя решение «Рецепта Ее Молодости» – во многом взято из Боба Фосса. Но… ты будешь смеяться: корни хорошего американского мюзикла – в Эйзенштейне, Кулешове, Станиславском.
- Значит, заимствовать, все-таки, можно? А что ты скажешь про лицензионные телепроекты, такие, например, как «Фабрика Звезд»?
- Это не просто чужая лицензионная история, тут совершенно другое дело, и оно не столько в технологии, сколько в психологии! Мы же совсем не знаем, как устроен мир ТАМ, знаем только, что все по-другому, но при этом берем на себя смелость переносить ИХ социологическую схему на нашу почву – один к одному! Это же абсурд! Ведь наша почва скудна не талантами в этом жанре, а школой, ее у нас практически нет! И получается, что при должной раскрутке у нас можно стать звездой, практически без подготовки: просто произнося пошлые шутки и щупая девочек на глазах у миллионов телезрителей! Представляешь, мне, режиссеру, который всю жизнь занимается этим жанром, все они практически не интересны! Я же вижу, что артистами они уже никогда не станут! Те, кто может стать – вылетают раньше всех, потому что в них есть ЛИЧНОСТЬ, и она здесь мешает! Вот показать бы им, как ежедневно, с утра до ночи, пашут «цирковые», просто чтобы не погибнуть под аплодисменты… Страшно ведь еще и то, что их там просто калечат! Вот используют их и выбросят, ну и чем все это кончится? Это роскошное дорогое шоу – просто мясорубка! Профессию не дают, а к славе приучают… Только… вот, знаешь, я тут все это говорю, а ведь я уже старый… Как бы мне после этого уже весь кислород не перекрыли…
- Женя, а ты не боишься, что тебя назовут ретроградом-неудачником, который просто не нашел себе места на новом прогрессивном телевидении?
- Боюсь, что это оно не нашло себе места в нашем времени. Как тебе все эти игры на выбывание? Ну не подлость ли это в наше время дикого капитализма, а? Бывшего советского человека ЗАНОВО учат подлости, предательству, угодничеству… Чего они добиваются? И не только в играх дело, а фильмы? Кое-что просто за гранью профессионализма, хотя есть, например, «По Имени Барон» и «Бригада»! Это – по-настоящему талантливые работы, но… зачем, для кого это делается? Пока еще ведь не вся страна – бандиты…
- А может быть, нам вообще не хватает профессионалов? Дикторы в «новостях» сегодня делают неправильные ударения даже в известных фамилиях и названиях городов?
- Нет, здесь сложнее. Профессионалов уже хватает. Насчет дикторов ты прав, но режиссура сегодня – просто фантастическая. Многие молодые умеют монтировать так, как я уже не умею, электронные ходы придумывают такие, о которых я и думать боюсь, НО… Вся сегодняшняя режиссура – это обслуга Говорящей Головы. Есть идеи – политические, пиаровские, аферистические, в конце концов, а творческих идей нет. Что касается профессионализма операторского, то он – на самой высокой стадии. Они меня сегодня просто потрясают. Сценарный профессионализм… знаешь, ремесленно, – очень грамотные компиляции, но оригинального мало. С редактурой чуть похуже, но в целом, тоже можно жить. Беда в другом. Понимаешь ли, сегодня профессионалы уже есть, а завтра придет новый дядя-начальник, и их опять не будет…
- То есть, можно сделать вывод, что сегодня все телевидение держится на взаимном «откате»?
- Ты с ума сошел? Хочешь, чтобы я уже никогда не попал ни на какой канал? В общем, я тебе этого не говорил. А вообще… знаешь, я сегодня мечтаю о цензуре, хоть коммунистов ненавидел всегда!
- Хорошо, но кому эту функцию доверить?
- Самим себе! Культурные люди должны подвергать себя самоцензуре!
- Что, опять будем бояться «голой задницы»?
- Да! Но именно ее-то и нужно бояться больше всех! Много лет назад, еще в 70-х, ненавидя Центральное Телевидение, я сказал: если голую задницу каждый день показывать по телевизору крупным планом, даже без музыки, то скоро она станет самым популярным лицом всей страны! Так вот, сегодня в этом и заключается «феномен Жириновского»! Все самое пошлое, мерзкое, грязное нам сегодня навязывают в качестве нормы! В общем, сейчас я и телевидение – в конфронтации.
- Ну-у, товарищ академик… Кстати, а что там сегодня с «ТЭФИ»?
- Да, да, конечно, я – член Академии Телевидения… А с «ТЭФИ»… Знаешь, сейчас я, наверное, уже опоздал, и вообще не сделаю этого, потому что – трус, но я хотел обратиться к коллегам с открытым письмом: есть вещи, которые больше нельзя терпеть. Представляешь, сегодня в жанре художественных фильмов и сериалов за церемонию ТЭФИ выведены режиссеры, сценаристы, композиторы и художники-постановщики! Оставили только продюсеров и артистов. А тех мы будем награждать кулуарно. Мало того, в основные номинации теперь включена категория «Межпрограммный анонс»! Это те, кто жуткими, дикими голосами говорят: «Смотрите! Только на нашем канале!» Теперь наша академия и это будет обслуживать… Лично меня это возмущает.
- А ты можешь поручиться за чистое голосование на ТЭФИ?
- Я знаю, как голосую лично я, и еще человек десять. Как-то я говорил, но меня не услышали: нельзя, чтобы в академии присутствовали руководители каналов. Как себя могут чувствовать при голосовании те люди, которые у них работают?….
- Ладно, это оставим. Теперь о самом больном, о праздничных «огоньках».
- Знаешь, а я их никогда не любил. Хоть и сделал не один десяток, но радости не было. При советской власти свободы не было почти нигде, поэтому придумали форму «молодежного кафе». Но и там свободу прикрыли, осталась только дурацкая неестественная форма. Все неправда: так не празднуют, не живут, не танцуют… Сегодня все так и осталось! На майские праздники я был в пансионате, где меня отлучили от кабельного телевидения и заставили смотреть четыре центральных канала… Знаешь, а мне казалось, что – он один! Одна схема, одни декорации, одни приемы и одни и те же попсовые люди! Это я не только о певцах, но и о тех, кто называет себя юмористами! Это ж надо, при живом Жванецком, живых Хазанове и Карцеве нам показывают ЭТО! Ежедневно – гигантские порции чудовищной пошлости в самое смотрибельное время! Знешь, мне страшно! Мой маленький сын просто вынужден весь период бодрствования впитывать этот страшный звуковой фон! Жириновский, «Аншлаг», «Фабрика Звезд». Это стало идеологией, это формирует человека! А какого?
- Жень, я ведь хотел говорить с тобой о телевидении, а получилось о жизни. Почему?
- А потому, что сегодня вся наша жизнь – сплошной шоу-бизнес, а шоу-бизнес начался со взяток, которые еще в 70-х стали носить в музыкальную редакцию Центрального Телевидения.
- Так что же, просвета нет?
- Неправда, есть! Только он, по-моему, не в Москве. Наши центральные каналы живут в каком-то виртуальном мире и не знают своей страны. Все грандиозные проекты Первого канала и жалкие замахи других на самом деле не стоят и ломаного гроша, потому что за ними – полное пренебрежение к зрителю. Они думают, что делают телевидение для народа, а я вот сейчас довольно много поездил по стране и могу с полной ответственностью сказать, что в глубинке люди это не смотрят, даже молодые. У них там своя жизнь, гораздо более здоровая и чистая. Они смотрят хорошее американское кино и свое местное телевидение. Вот в этом местном телевидении я вижу будущее! У них, конечно, нет таких средств, таких денег, как здесь, но есть свежие, не лицензионные идеи и огромное желание что-то дать, а не взять. Именно это я и называю творчеством.

9 комментариев

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно войти Facebook_16 Vkontakte_16 или зарегистрироваться.