Сергей Миров
Сергей Миров

Продюсер, музыкант, автор песен, телережиссер, журналист, теле- и радиоведущий. Генеральный продюсер международного фестиваля «Сотворение Мира».
Шеф-редактор Топфотопа.

mirov@top4top.ru

Сайт: www.top4top.ru

Как еще можно читать

  • Подписаться в Livejournal
  • Подписаться в Liveinternet
  • Читать в Яндекс.Ленте
  • Читать в Google Reader
  • Подписаться на RSS

15 August 2011

Памяти Дня Археолога

Я решил перепечатать этот пост из ЖЖ моего друга Андрея Чернова. К сожалению он сам к нам пока приходить не оглашается - говорит, одно звездобольство у вас там. Уж слишком он не принимает тех, кто "вписался" в окружающую нас жизнь. Почти что схимник. Но думает и чувствует очень точно.
Дальше дословно повторяю его текст.

Эти фотографии сделаны Андреем Усовым (знаменитым питерским Вилли) на правом берегу Волхова в Чернавине, в прошлом тысячелетье. Точней – 12 июня 1997 года. В тот день мы выбирали место для раскопа на Любше. Думали (и прежде всего Глеб, который в Валерием Петренко в начале 1970-х два года тут копал) – просто древнерусское городище, оказалось – древнейшая каменно-земляная крепостца словен, пришедших сюда откуда-то с Вислы или Одера в конце VII, или в начале VIII века. То есть даже раньше ладожских викингов. (Те приплыли в Альдейгью в 753-м, как в свое время установили Евгений Рябинин и Наталья Черных по дендрохронологии мостков вокруг ювелирно-кузнечной мастерской готландцев на староладожском Земляном городище.)
Оба сидят у Любшина омута на фоне деревни Велеши (она читается на дальнем берегу). Это оконечность Балтийского глинта, когда-то она была последней возвышенностью Волхова. А первая – Перынь, в волховских истоках.
Глеб и Женя сами были как Велес и Перун. Глеб – скальд, мифолог, типичный "Велесов внук". Евгений Александрович – ладожский конунг, первенство которого никогда не будет оспорено. (В 1970-х он датировал появление скандинавов на Земляном городище в Ладоге, а потом сам же и установил, что словене пришли на Любшу раньше викингов.)
12 июня 1997-го вечером, мы, всецело довольные, красно-розовые, как поросята, от чернавинских комаров, вернемся в Питер. И на огромной кухне у славной нашей ладожской подруги Гули откупорим чего-то там по случаю нашедшееся. И от Гулиного мужа Бори Николаи (он работал и слушал парижское радио у себя в кабинете) узнаем, что не стало Булата.

Археолога Глеба Лебедева нет 8 лет.
15 августа 2003 он погиб в Ладоге.
И тем переписал на себя, навек присвоил неофициальный ладожский праздник День археолога.
Нет больше такого праздника. Есть День Глеба.
Глебу повезло. Его и схоронили в Ладоге.
Археолога Евгения Рябинина нет только 8 месяцев. Последний год свой жизни он тяжело болел. И брат забрал его к себе, в Сыктывкар. Там Женя и лежит, словно гулаговский какой зек. А хотел в своей Ладоге, рядом с женой Таней.
О них и о Любшанской экспедиции здесь:
http://chernov-trezin.narod.ru/chudesa0.htm
а стихи тут:
chernov-trezin.narod.ru/Garadrica.htm
И прошу прощения у того, кому эти ссылки с переляку помстятся саморекламой.

P.S. Коллеги, ребята, ну, правда, нет больше Дня Археолога. Да и фиг с ним. Это же ражий советский функционер Равдоникас придумал в 1930-х виртуальную туфту (чего-то там проспал, проспорил и кому-то телеграмму отбил; не помню подробностей, они под копирку известной телеграммы в адрес известной же августейшей особы).
Глеб злится на меня, когда я называл его историком: "Я – археолог, и потому...".
Глеб погиб на рассвете того проклятого дня, растиражированного как день 1250-я Ладоги (Старой Ладоги).
Погиб победителем. В его нагрудном кармане были ключи, и в нем же – официальная бумага с решением о создании в Старой Ладоге исследовательского центра СПбГУ.
И даже новенькая крыша над стоявшим десятилетия в разоренном виде пустым краснокирпичным особняком была уже возведена.
Она очень нравилась Глебу. И в ту ночь, 8 лет назад, он считал, что это победа.
Он не узнал, что розовая черепичная крыша рухнет в первую же зиму под первом же снегопадом.
Не узнал, что эти заранее всё украли. Не узнал, что дело с ними просто нельзя иметь.
Никогда и никак.
Они украли и крышу, и жизнь Глеба.
Да и жизнь Рябинина тоже. Но это, впрочем, другая история
...Вместо Лебедева и Рябинина археологами у нас сегодня Евг. Носов и Соловьева. А замом по науке у них О. Богуславский.
И прочие – очень милые и интеллигентные люди, но при этом обслуга ворья и убийц русской (да и просто) культуры.
Так вот я о чем: если эти ребята предложат самую невинную сделку (даже не сделку с совестью, а, скажем, работу какую денежную, или, к примеру, премию "за многие прежние заслуги Ваши") – не надо, не соглашайтесь (а чем неотвратимей завтра, тем предложения их будут всё щедрей.)

Не соглашайтесь, пожалуйста. Ну хотя бы потому, что неудобно будет перед Глебом и Женей.

Е. А. Р.

Двенадцати веков вороньи ризы,
Черты и резы Ноевых колен.
Норманны, фряги, русы, финны, фризы,
Базар хазар на торжищах словен, –

Се Вавилон отеческих глаголов,
До всяких там из тартара монголов
Находник свей, негодник печенег.
Студёный пепел – воспалённый снег.

Вот, собственно, где выпало родиться
И выпадет – как пить дать! – почвой лечь,
Перемешав золу, и кровь, и речь
Полой кургана, как плащом укрыться,

Зелёным, рыхлым, волховским плащом.
И Гоголя шинель тут ни при чём.

1996

2 комментария

  • Ольга Деркач и Владислав Быков
    Ольга Деркач и Владислав Быков 25 August 2011

    Сереж, а как ты представляешь себе Чернова, дискутирующего, скажем, о достоинствах и недостатках "совка"?

  • Сергей Миров
    Сергей Миров 25 August 2011

    "Материя есть объективная реальность, данная нам в наших ощущениях". (с) К. Маркс
    "Другого народа у мэня для вас нэт" (с) И. Сталин (изменено С. Мировым)

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно войти Facebook_16 Vkontakte_16 или зарегистрироваться.