Музыкант группы "Воскресение"
Сайт: www.voskresenie.ru/
1 February 2013
Евгений спросил
Алексей, извините, но очень взбесило ваше интервью, где вы говорите, что не знаете ни одной удачной композиторской работы на стихи Пушкина. А "Приметы" Исаака Шварца, а баллады Шнитке из "Маленьких трагедий", в конце концов, "Пророк" Римского- Корсакова, или вы не в курсе?
Ответ:
Здравствуйте.
Со всем не обязательно, чтобы нам нравилось одно и то же. Если когда-нибудь моё мнение изменится и меня об этом спросят, я расскажу.
12 комментариев
Алексей, я не имею ввиду разницу вкусов, каждый волен любить или не любить, что угодно,но в данном случае вы достаточно небрежно и безапеляционно низвергли целый пласт замечательных композиторов.В таком случае можно заявить: "Песни Алексея Романова неудачные", попробуй опровергни, а в подоплёке только субъективное восприятие, никак не отменяющее ФАКТА существования произведений, вот я о чём.
@Евгений, извините, что встреваю, но приведенные Вами примеры только доказывают позицию Алексея. У гениального Шварца это, отнюдь, не лучшая работа, да и у Шнитке эти баллады... Скажем так: занятный эксперимент. Много Вы слышали исполнений этих произведений помимо оригинала? В общем, это совершенно "прикладные" варианты. А "Пророк"... Неужели Вам самому не кажется, что музыка здесь просто мешает? Тогда уж, Давайте припомним Глинку и Даргомыжского.
Сергей, вы тоже меня не поняли, в моём вопросе к Алексею содержится не столько желание доказать его неправоту, сколько определённый протест против подобных огульных заявлений, сделанных известными деятелями культуры. Беда в том, что неокрепшие умы воспринимают их слова буквально и как истину в последней инстанции. Например, БГ заявил недавно, что Высоцкого петь никому нельзя, кроме него самого. Почему нельзя? Пустые словеса. Самойлов и Бродский активно выступали против озвучивания стихов вообще. И что, их, пусть и бесспорные заслуги и вклад в культуру, должны застить глаза? Зачем вообще этот снобизм, толку от него нет, а навредить, особенно молодым, может изрядно. Наверное, Пушкин, Высоцкий етс, меньше всего хотели бы "забронзоветь", и быть замурованными в пыльных шкафах.
@Евгений, а писание различного рода копий и шаржей с "Джоконды" Вы тоже считаете "вдыханием в нее жизни"?
На свою голову ввязался. Тезис вырван из контекста рассуждения о том, что важнее в песне – слова или музыка. Я всего лишь заметил, что не знаю удачных композиторских работ на стихи Пушкина, – в чём огульность?
Конкретно о "Пророке" Римского-Корсакова, раз уж зашёл разговор, – лично меня коробит несоответствие пафоса музыки "с выпученными глазами" глубоким, мудрым и горьким словам.
В стихах А.С.Пушкина музыка уже есть, прекрасная, ненавязчивая, не перечащая смыслу. Кстати, Римского-Корсакова очень люблю, и Шаляпина тоже.
Доверяю интуиции слушателя, молодого, старого ли, потому, что мой не до конца окрепший ум тоже не принимает никаких истин в последней инстанции. Да и сам я истины не изрекаю, всего лишь говорю то, что думаю.
Сергей, насчёт "Джоконды" не скажу, но как кандидат филологических наук убеждён, что стихам необходимо музыкальное обрамление, особенно сейчас, когда поэзией называются опусы михайловых и "ваенгов". Я лично не люблю Шнурова и "Сплин", но "Последний тост" Ахматовой и "Лиличка" Маяковского в их озвучании радуют уже наличием прецедента обращения к классикам, и наверное, не резон это воспрещать, иначе кроме попсовых поделок,ничего другого петь не будут.
@Евгений, воспрещать не нужно, но и провоцировать ни к чему)))
Боюсь, что у Вас, как у филолога, просто фетиш на хорошие стихи, но уж поверьте мне, старому практику, поэзия самодостаточна. Точно так же, как и не всякую книгу стоит экранизировать)))
Сергей, если принять ваш тезис относительно самодостаточности поэзии как аксиому, то тогда придётся признать, что, скажем, Сергей Никитин прожил зря, и многие прекрасные композиторы (Тот же Шварц, Таривердиев, Геннадий Гладков, Дашкевич, Андрей Петров и т.д) занимались ерундой. А Градский? Положа руку на сердце, скажу, что его авторских песен переварить не могу, а вот его вокальные сюиты превосходны, и моим студентам неоднократно рекомендованы к прослушиванию. Вертинский, наконец, также немало сделал хороших вещей, апеллируя к своим современникам, теперь уже - классикам.
@Евгений, песенная поэзия - особ статья. Ким, Танич, Ряшенцев, Дербенев, Шаганов в этом очень хороши, но вот Пушкина, Шекспира и Гете лучше не трогать. Удачи песен с их стихами - скорее исключения из правил.
Лучше не трогать, а то, что, восстанут из гробов и по рукам надают?)
Знаете, Сергей, я в своё время писал дипломную работу по "Гамбургскому счёту" Шкловского (гореть ему в аду), но так и не уяснил для себя критериев, по которым можно было бы чётко установить, что можно, а чего нельзя делать, что хорошо, а что нет. У вас они (критерии) имеются?
Да, конечно! Нравится, или не нравится. А Вы знаете другие? А не трогать лучше просто потому, что моментально ощутишь свое собственное пигмейство рядом с Гением. А не ощутишь - значит, совсем дело худо)))
Помните рецепт татарского жульена: рябчик с кониной в пропорции один к одному. Один рябчик - один конь)))
Ну таким манером никто никогда ни с кем не договорится. Чтобы поставить точку в дискуссии, расскажу один случай: Когда мне было 25 лет, т.е. давно, у меня вышел первый сборник сочинений, и один человек из московской богемы попросил подарить. Я говорю, пожалуйста, но вам может не понравиться, на что он ничтоже сумняшеся, ответил: "А это не имеет значения, я как и все, не являюсь истиной в последней инстанции, это уже существует как факт". Мне очень запали эти слова, и помогли в дальнейшем, в литературной деятельности.P.S: А своё пигмейство можно ощутить и без контакта с Великими, которые, извините, тоже не указ. Честь имею.
Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно войти или зарегистрироваться.