Родился 26 сентября 1950 г. в г.Егорьевске М.О. В 1962-м переезжает в международный город Дубна, где в 1967-м знакомится с венгром Иштваном Лангом, который даёт ему, фанатичному поклоннику Beatles, первые уроки игры на гитаре и с которым они собирают бит-группу «Фобос». В 1968 он становит автором московской группы «Красные дьяволята».
В 1975 появляется группа «Жар-птица», в которой Сергей – лидер, но которую в 1984-м запрещают за распространение магнитоальбомов.
В 1986-м он создаёт группу «Алиби», ставшую лауреатом Подольского рок-фестиваля и победительницей «Рок-панорамы 87» в Лужниках.
Группа существует до сих пор, исполняя как песни из собственного репертуара, так и «Жар-птицы». На её счету несколько альбомов и многочисленные концерты в разных уголках страны
Сайт: www.rockalibi.ru
10 September 2011
…Еще из армейского мне запомнился концерт художественной самодеятельности части, на котором Сергей просто сразил всех присутствующих своим голосом. Причем, советских песен в его выступлении было меньше, чем англоязычных хитов - Тома Джонса, Энгелберта Хампердинка и т.п. Его голос настолько заворожил аудиторию, что никто из политработников даже не обратил внимания на этот явный идеологический перекос. Я в это время подыгрывал на акустической гитаре, Саша Арутюнов на басовой балалайке с наскоро приделанным звукоснимателем, а кто-то из наших духовиков стучал на армейском барабане.
В этой сержантской школе я впервые столкнулся и с потаенной частью натуры Сергея Грачева. Родители привезли мне 2 блока хороших американских сигарет, которые остались после в дубненских магазинах после международной научной конференции - в армии я чаще всего курил "Дымок" или махорку. Через некоторое время один блок пропал. Совершенно случайно я узнал, что сигареты спер Сергей, который вообще-то не курил. Блок был спрятан за грифельной доской в одной из учебных аудиторий, он периодически доставал оттуда пачку и угощал ими своих начальников-сержантов. В итоге это помогло ему при распределении после окончания учёбы – загорская сержантская школа Первой Особой армии ПВО была хорошей синекурой: тут тебе и увольнения, и свободное время, и хорошее питание, и спорт. Серёга, в частности, любил побаловаться со штангой, что, как он говорил, помогает забыть о женщинах: «10 раз «соточку» поднял – и не до баб уже».
Я не стал уличать его в воровстве: до выпуска оставалось не так много времени и ссориться с земляком, да еще и рокером мне не хотелось. Поступи я иначе, расправа могла быть очень жестокой: воровство пресекалось в части на корню, а сослуживцы могли вообще сделать пойманного за руку вора инвалидом…
Учеба в сержантской школе длилась полгода: в ноябре, получив сержантские звания, все разъехались по подмосковным полкам, а Сергей остался в Загорске на "блатной" должности художника. Получить эту должность ему помогло и то, что на планшетах, развешанных по всем углам казарм и призванных показать, как правильно отдавать честь, носить пилотку, держать карабин и т.п. он изобразил … лица наших сержантов и офицеров, увековечив их, таким образом, на долгие годы! Сыграло роль и хорошее отношение сержантов к Грачеву: офицеры всегда интересовались их мнением перед тем, как оставить кого-то.
После армии, которую я покинул день в день, 15 мая, но уже 1972 года, я узнал, что Сергей в Москве, в какой-то крутой музыкальной тусовке, на первых ролях.
Как-то в "Московском комсомольце" было напечатано обширное интервью с Алесандром Кутиковым, где он вспоминал, что в том году "Машина Времени" практически слилась с группой Сергея Грачева "Лучшие годы"; об этом же вспоминал и Андрей Макаревич в "Ночном канале" ОРТ. Тогда они не знали, что Сергея уже нет в живых…
Я видел этот состав "МВ" в ДУ году в 72 или 73, на каком-то из вечеров. Макаревич цитировал на гитаре куски из "Led Zeppelin", Сергей пел западные хиты, за барабанами сидели то Кавагоэ, то Фокин, то сам Грачев-младший. С одной стороны, было видно, что состав еще не устоялся, с другой - что все музыканты хорошие профессионалы.
Еще у меня в руках побывала афиша ноября 1972 года, в которой анонсировалось недельное шоу коллектива без названия (!) в каком-то спортзале "Динамо" - не думаю, что московском. Такие афиши в провинции - "Большой молодежный концерт! Супер вокально-инструментальный ансамбль!" - говорили о том, что кто-то организовал большой "чес", и музыканты могут прилично заработать.
Но какие в этой афише были имена!
Соло-гитара - Сергей Дюжиков. Это был один из лучших соло-гитаристов СССР в те годы, на его репетиции ходили (в том числе и я) как на мастер-классы: посмотреть, поучиться, восхититься. Бас-гитара - Виктор Дегтерев. Тоже один из лучших басистов в стране, игравший в известных коллективах - от "Скифов" до "Голубых гитар". Ударные - Юрий Фокин. Безусловно, лучший барабанщик своего времени, которой с точностью до секунды мог просчитать в уме, сколько длится, например, куплет в песне. Играл в "Машине Времени", "Цветах", уехал в США в те времена, когда туда не очень отпускали, и там ушел в монастырь. Солист - Леонид Бергер. Его имя гремело в рок-подполье с середины 60-х, у него был хороший, гибкий и сочный голос, к тому же он прилично владел английским. В 1969-72 годах работал в "Веселых ребятах", потом - в "Арсенале" Козлова. Его исполнение песни "Нет тебя прекрасней" считается каноническим. В конце концов, Бергер уехал на ПМЖ в Австралию, где до сих пор успешно выступает как англоязычный певец под псевдонимом - никто и не догадывался, что он из России. Ещё один солист на афише - Сергей Грачев…
Вот такие имена - сплошные супер-звезды своего времени. (Единственный, кого не знаю - Лула Али из Сомали. Видимо, хотели добавить черной экзотики в белый состав.) В этой афише Грачев и Бергер - на равных.
Потом, насколько мне известно, Сергей какое-то время был солистом "Голубых гитар", еще позже оказался в очередном составе "Цветов".
Именно он свел меня тогда со Стасом Наминым - дал телефон и отрекомендовал. Я побывал в знаменитой квартире дочери Микояна напротив Кремля и набрался впечатлений от тогдашнего быта партноменклатуры на всю оставшуюся жизнь.
Еще помню, как Сергей смешно рассказывал (или придумывал) о том, как Стас Намин приехал к двоюродному дедушке, Анастасу Микояну, в день своего рождения за подарком. Стас ожидал чего-то особенного, но верный соратник Ленина-Сталина-Хрущева-Брежнева ограничился собственным портретом в рамочке с дарственной надписью типа "Любимому внуку от дедушки- большевика".
Вот в таких кругах вращался Сергей Грачев, с такими музыкантами он сотрудничал. Но ни тогда, ни позже его имя не появлялось в прессе, его выступления не транслировали по ТВ, его фамилии нет ни на одной пластинке тех времен. Вот только Кутиков и Макаревич вспомнили, и то - вскользь.
Почему? Не знаю, но могу только предполагать.
А спустя несколько лет я узнал, что Сергей в тюрьме.
Говорили, что сел он за валюту. Это была по-своему красивая версия: валютчики и фарцовщики в те времена были людьми сплошь умными, интеллигентными, неординарными - почти как антиквары и нумизматы. Я сам тогда немного приторговывал пластинками, был знаком с некоторыми представителями этого племени рафинированных авантюристов - как в Дубне, так и в Москве. Смешно, но однажды за нераспечатанный диск "Band on the Run" мне предложили "Архипелаг ГУЛАГ" или альбом порнографические фото на выбор.
Насколько мне известно, мама Сергей приложила массу усилий для облегчения участи сына - папы тогда уже не было в живых. Там, в заключении, он познакомился и со своей будущей женой Нелей.
Когда Сергей вернулся, я тоже сначала услышал от него "валютную" версию: "Пришли, начали искать, а у меня на стуле, в брюках, пачка "зеленых"… Но потом все же рассказал правду.
Оказалось, что он… грабил в Москве квартиры в паре с еще одним выходцем из Дубны! (Я этого парня тоже хорошо знал: веселая, отчасти маргинальная личность, любившая выпить и подраться. Прозвище у него было оригинальное - "Троллейбус".)
Отчетливо помню, с каким возбуждением Сергей рассказывал мне о своем новом и неожиданном призвании: "…Подходишь к квартире, стоишь на площадке, а внутри у тебя все дрожит от возбуждения: не знаешь, есть там кто-нибудь, или нет…Но надо быстро-быстро, могут заметить. За секунду взламываешь замок - и уже внутри, давай все в сумки кидать: одежду, цацки, деньги… Ты не представляешь, Серега, какой это кайф – «брать» квартиры: пятьдесят раз обосрешься, но делаешь. А потом - в такси и на хату, праздник…"
Представьте, что я чувствовал, когда это слушал… Друг Макаревича, Намина, Фокина, Лосева, Бергера, Дюжикова, Кутикова, Маргулиса, Буйнова, и многих других звезд своего и нынешнего времени, великолепный певец, умница и душа любой компании стал разбойником, профессиональным "бомбилой"! Более того, его привлекал не только результат - деньги - но и сам процесс. Какие гены взбунтовались в нем тогда? Как мальчик из семьи гэбиста решился на это? Как мама-еврейка упустила своего сына? Где в этот момент были его звездные друзья?
Не знаю... Возможно, друзья или знали, или догадывались о темной стороне его натуры. Думаю, что в истории советского и российского рока это единственный такой случай; в мировой, возможно, тоже.
Любопытно, в Дубне почти никто не знал ни о музыкальных, ни о других достижениях Сергея. По своему - очень по своему - он был скромным человеком, не любившим давать интервью местной прессе, и о его настоящей, очень насыщенной событиями жизни в городе мало кто знал.
… После тюрьмы в ту свою московскую "звездную" жизнь Сергей уже не возвращался: устроился художником в ДК "Мир", какое-то время пел в местном ВИА "Легенда", пытался подрабатывать в ресторане. К нему привязалась та русская болезнь, от которой до сих пор, как от СПИДа, нет вакцины - алкоголизм. И голос уже был не тот, и сам он потускнел, и несчастья - физические и моральные - валились на него одно за другим. В видеофильме "Три судьбы" Студии-7 (местная телекомпания, где я работал главным редактором) он дает небольшое интервью. Я потратил не один час на монтаж, дабы речь его стала понятной - так сильно путались его мысли, так неуверенно он чувствовал себя перед камерой. Удивительно и то, что местные "синие" приглашали его на какие-то "стрелки" в качестве "авторитетного" человека: в отличие от большинства, они знали, за что он срок мотал, а эта статья УК в их среде уважаема. Ходил он на такие "мероприятия" неохотно, а потом и вовсе перестал. И когда его "кинули" с машиной, "четвёркой", которой он очень дорожил и которую сдавал в аренду ради дополнительного заработка, помощи ему просить было не у кого. Он мог бы эмигрировать в Израиль, но я не слышал о подобных мыслях или попытках. Детей у него, к сожалению, не было. Однажды Сергей неудачно упал с лестницы - лицом прямо о батарею парового отопления. Страшно разбил лицо и после этого ходил только в больших черных очках, закрывавших шрамы.
Года за два до смерти у него парализовало ноги, и он с трудом поправился, учась ходить заново. Кажется, судьба была с ним беспощадна как ни с кем. Но его друзья рассказывают, что он продолжал приворовывать: то колечко в гостях сопрет, то еще какую-нибудь мелочь. Некоторые рвали с ним из-за этого отношения, некоторые, жалея, закрывали на его поступки глаза. Он все больше уходил в себя, и, как рассказывала его жена, постоянно перерисовывал одну картину, сделанную в стиле поп-арта 60-х. С каждым подходом к холсту она становилась все мрачнее и мрачнее. Я ее видел - такие картины рисуют сумасшедшие…
В августе 2000 года болезнь его доконала, а смерть - догнала. Во время очередного запоя остановилось сердце, причём, не в постели. а в туалете, на унитазе.
Пишу об этом с болью и грустью. Каким бы он ни был, за то, что он совершил, жизнь взяла с него сполна, и я уверен - Бог его уже простил. А если из обиженных им людей кто-то этого не сделал, то только по незнанию: не любил он ни каяться, ни жаловаться.
Могло бы все сложиться по-другому?
Могло. Но не тогда, не в "совке", а, может быть, сейчас. С теми великолепными данными, которые у него были, нашлись бы продюсеры, вложили бы в него деньги, раскрутили по полной программе, а дурные наклонности держали в узде. Могу с уверенностью сказать, что это был бы солист уровня, скажем, Серова, если не выше. И в Дубне стало бы одной знаменитостью больше.
Но, как и многие из нас, Сергей родился и жил не в свое время.
На снимках:
Сергей Грачёв в составе "Цветов" рядом с Лосевым (второй слева), тут же Фокин и Никольский.
В составе ВИА "Легенда" (Дубна), 1990 год.
48 комментариев
Комментарий удален
похоже нас спаммеры атакуют
что ж, не только Марсу атаковать!..))
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Что-то полюбили этот сайт господа спаммеры... Не пойму только - зачем им это надо?
С позволения Сергея хочу поместить сюда вот этот ролик... Раз мы уж "Яму" вспомнили, то и это будет к месту:
http://video.mail.ru/list/katran07/_myvideo/1270.html
Интересно было бы смоделировать такую ситуацию - продолжительность человеческой жизни не 80 лет, а, скажем, 500, или 3000 - чему в этом случае умилялись бы такие гипотетические люди?..))
Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно войти или зарегистрироваться.