Борис Бурда
Борис Бурда

Популярный телеведущий, бард, лауреат многих фестивалей авторской песни, журналист, писатель, кулинар и вообще – Знаток!

Как еще можно читать

  • Подписаться в Livejournal
  • Подписаться в Liveinternet
  • Читать в Яндекс.Ленте
  • Читать в Google Reader
  • Подписаться на RSS

6 March 2009

nopassword спросил

Здравствуйте! Забавно, что с вами можно пообщаться вот так просто.
ЧГК особо не смотрел, ибо в детстве больше интересовался трансформерами, а сейчас телевизор не включаю в принципе (мне 16) — слишком много рекламы и навязываемой ерунды, а всё интересное можно найти и в интернете.
Собственно говоря, о вас почти ничего не знаю, но отвечаете здорово и остроумно, так что впечатление о вас сложилось крайне положительное :-)

Ну да вопрос не об этом. Вопрос о музыке. Даже не совсем вопрос, а мысли вслух, но мне очень интересно ваше мнение обо всём об этом.

В последнее время музыка стала занимать всю большую часть моей жизни, ну или по крайней мере приобретать всё большее значение для меня. Лет в десять я, конечно, слушал Rammstein и то, что было популярно на тот момент, потом — рэп, ну а потом как-то так получилось, что с подачи моей мамы я послушал Майка Науменко (группа Зоопарк), ну и понеслось, задело. В какой-то момент я открыл для себя Аквариум, а благодаря Гребенщикову и программе, которую он ведёт по радио (и которую можно слушать в интернете), я открыл для себя очень много интересной музыки, и вот какая мысль пришла мне в голову (она может быть неправильной, но всё же).

Раньше мне казалось, что "старики" слушают The Beatles и авторскую песню, "молодёжь" — "современную музыку", что рэп должны слушать "рэпперы", рок — "рокеры", а электронная музыка — это и вовсе что-то скучное, "тупое" и "без души". Потом я посмотрел фильм Across the Universe и "врубился" в Beatles, их музыка обрела для меня контекст. Такая музыка не может быть "старой" или "новой", она вне времени. А потом как-то так получилось, что я начал слушать Radiohead (одна из самых популярных сегодня групп, хотя и не среди молодёжи в России) и постепенно проникся электронной музыкой (Том Йорк выпустил сольный электронный альбом). Надо же! Оказывается, электроника — это не тупое тынц-тынц, а тоже музыка, и она способна нести Это Самое не хуже музыки Beatles, рока, рэпа, джаза, классики. В этом смысле я очень уважаю БГ за то, что в своих передачах он ставит как музыку сороковых годов, так и последние новинки, причём совсем разную музыку — и зубодробительный драм-н-бейс, блюз, Окуджава и индийские раги прекрасно уживаются вместе, и и во всём этом чувствуется любовь, что-то высшее, в чём и есть сила музыки. В принципе, понятно, откуда это у Гребенщикова — он рос в этой среде, впитывал в себя всё, до чего мог дотянуться, чувствовал "дух" музыки (сначала — рок-музыки, потом добрался и до остального) и старался его передать дальше.

А теперь возьмём моих бабушку и дедушку :-) . Замечательные, образованные люди. Очень любят авторскую песню, Высоцкого, Окуджаву etc (хотя не очень любят Гребенщикова :-). Хорошо относятся к Битлз и другой "классической" рок-музыке. Но почему-то мы по-разному слышим музыку. Когда я слушаю Hey Jude или Stairway to Heaven, я чувствую, как вся эта энергия проходит через меня, чувствую музыкантов, чувствую людей, которые слушают эту же музыку, чувствую весь мир в себе. "I am he as you are he as you are me and we are all together." Это непередаваемое ощущение, нет смысла его описывать словами. Они же просто слышат музыку, но не испытывают ничего подобного. Они могут восхищаться ходом мелодии, словами — но не испытывают ЧУВСТВО, которое и делает песню гораздо большим, чем сумма музыки и лирики. Таких вот эстетов пруд пруди. Придёшь на концерт джазовой музыки — всегда можно увидеть таких "ценителей" лет под пятьдесят, которые сидят с умными лицами, скорее всего, очень хорошо разбираются в джазе, гордятся этим — но по ним видно, что музыку они не чувствуют. Это я не к тому, чтобы обидеть бабушку с дедушкой, а к тому, что мне совсем непонятно такое различие в восприятии. Чем оно обусловлено?

Кто-то может сказать, что дело в возрасте — мол, вы, молодые, привыкли к каким-то там быстрым ритмам или что-то ещё. Но тот же Гребенщиков (ничего, что я его уже в энный раз примером использую? :-) всего на пять лет младше моей бабушки! А он прекрасно понимает, о каком чувстве я говорю.

По-видимому, дело в том, что, чтобы почувствовать этот кайф от какой-то музыки, необходимо "врубиться" в это направление. Вряд ли дикарь оценит классику, а выросший на бахах эстет — шаманские ритмы. Это как в притче — "как я могу вас учить дзен, если ваш ум полон вашими собственными представлениями обо всём?". Нельзя оценить красоту высказывания на французском, если не знаешь французского. Может быть, дело в том, что многие в то время не имели доступа к Музыке и воспитывались на советской эстраде, которая как раз-таки к музыке в моём понимании отношения не имеет. Здесь я постулировал довольно спорный тезис, так что вы, наверное не согласитесь. Но в моём достаточно ограниченном понимании эстрада — это то же, что театр. Это очень далеко от рока. Не в музыкальном смысле, а в метафизическом. Эстрадный певец может изображать любовь, тоску, что угодно — но всё это маски, игра. Она не несёт никакой энергии. Мне кажется, что такая музыка может радовать только в том случае, если человек никогда не чувствовал того, о чём я говорил выше — чувства единения со Вселенной, которое может вызвать и Битлз, и электронная музыка, и Бах, и фолк, и индийские раги — любая музыка от души. И здесь важна не красота голоса, сложность мелодии или поэтичность текста, а то количество сердца, которое исполнитель вкладывает в исполняемое.

Так мне думается. А что о музыке думаете вы?
Простите, что получилось так длинно.

Ответ: 

Думаю, что Вы совершенно правы, говоря, что в направление надо "врубиться", чтоб его оценить. Вознесенский хорошо сказал о довльно непохожих направлениях, что хороши и те, и те, потому что в каждом - своя система гармонии. Когда в нее вникаешь, начинаешь понимать. А в те направления, которые были модны в годы твоей молодости, вникаешь почти обязательно - потому и есть музыка, привязанная к поколениям. Но самые качественные вещи вырастают над своей системой гармонии, и их понимают даже не привыкшие к этой ветви. Как мой отец, который с удовольствием слушал "Битлз", хотя и хмыкал: "Непривычно как-то...".

А что касается советской эстрады - как и в любой эстраде, там было много дряни и дешевки, даже большинство, но некоторые вещи были просто потрясающие. Сейчас они иногда возвращаются со сногсшибательным эффектом. Может, и вам стоит попробовать в это "врубиться"? Только именно в лучшие вещи...

7 комментариев

  • nopassword
    nopassword 6 March 2009

    А что посоветуете?

  • Дарья
    Дарья 6 March 2009

    ааааабалдеть! это я про 16-летнего беспарольного "вьюношу бледного со взором горящим"))) хорошо излагаете, nopassword, браво!
    Борис Оскарович, извините, пожалуйста!)

  • Борис Бурда
    Борис Бурда 7 March 2009

    nopassword, вот Дмитрий Хоронько выложил у себя ссылку на сайт

    http://kkre-1.narod.ru/

    Не хотите поглядеть? Там много дельного и совершенно живого.

  • Борис Бурда
    Борис Бурда 7 March 2009 (Сразу отредактировано)

    nopassword, вот Дмитрий Хоронько выложил у себя ссылку на сайт

    http://kkre-1.narod.ru/

    Не хотите поглядеть? Там много дельного и совершенно живого.

  • Антон Ногинов
    Антон Ногинов 12 March 2009

    Борис Оскарович, я вот уже тогда писал, без гида по этому сайту с музыкой не пройти, уж очень много всего. Может быть Вы или Дмитрий можете помочь в этом?;)

  • Борис Бурда
    Борис Бурда 12 March 2009

    Антон Ногинов, я попробую. Только чуть позже, когда вернусь в Одессу, ладно?

  • Антон Ногинов
    Антон Ногинов 12 March 2009

    Здорово! Спасибо! А я пока Дмитрию Юрьевичу напомню о своей просьбе)

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно войти Facebook_16 Vkontakte_16 или зарегистрироваться.