Двуглавый «знаток», журналист, писатель и краевед.
Сайт: deronex.com
7 February 2010
Сергей Миров спросил
Оля, Слава, переношу вопрос из темы про "КГБ играет в шахматы". Мне был бы крайне интересен ваш анализ литературного пиара, т.е. если книжку активно пиарят, обязательно ли она - говно? И нужно ли рекламировать хорошую книгу, или она сама найдет покупателя.
Ответ:
Действительно, к чему в посте с апологетикой спецслужб рассуждать о литературе и пиаре?
Можно (и хочется), конечно, на твой вопрос: "если книжку активно пиарят, обязательно ли она - говно?" ответить коротко и однозначно - ДА!, но, наверное, это тебя не устроит.
В принципе, ответ дан, теперь нюансы.
Практика последних лет наглядно демонстрирует мощные финансовые вложения в проекты типа робски-минаева (и только в подобные). Литературой это назвать весьма проблематично (ну, разве что в качестве критериев использовать только малое число признаков, а именно: напечатано немалыми тиражами и рекламируют). Кто-то посчитает это достаточным (как же - тираж 750 тысяч экземпляров!), кто-то оценит, как одна наша знакомая тексты Робски: "Подлежащее, сказуемое, второстепенный член предложения". То есть - все равно говно, вне зависимости от тиража.
Еще нюанс. Пиар бывает разный. Например, в окололитературных кругах муссируется информация о проплаченности литературных премий издателями. То есть получается пиар для узкого круга. Здесь штука сложнее. То есть "Даниэль Штайн. Переводчик" получил "Большую книгу" абсолютно заслуженно, что называется, за явным преимуществом. А вот другие "чемпионы" Большой книги (Быков, Юзефович, Маканин) - дело вкуса. По "Русскому Букеру" проблемы выбора жюри обсуждались всегда. Вот здесь пиаром - точно керосином. Тем не менее, такой пиар нельзя считать пиаром абсолютного говна (примечание Славы: лауреата Букера "Библиотекарь" считаю не просто говном, но говном исключительной вредности для общества).
Получается, что для рекламных кампаний ответ на твой первый вопрос абсолютный, для пиар-кампаний для "знатоков" - относительный.
Вопрос второй. Он посложнее. Ничего не остается сделать, как обратиться к собственному опыту. Вот смотри (извиняемся за повторы, если мы на эту тему рассуждали, здесь - в тему): "Книга века" лежала на полках с энциклопедиями, "Книга Москвы" - на полках "москвоведения", "Горбачев" - в разделе политических мемуаров и биографий. Купит их широкая масса, которая проходит только мимо полок с чистой беллетристикой, больше - с "фикшн"? А это, осмелимся утверждать, в первую очередь - литература, и только во вторую - информация. И ни грамма рекламы! Откуда читателю узнать, что надо на другие полочки надо посмотреть? (В скобках: грех жаловаться - тиражи, конечно, не как у Веллера и Донцовой, но многие позавидуют).
Пример не собственный, но значительный. В прошлом году вышла книжка Сережи Каледина "Почему проиграли войну". Кроме повтора "Таханы мерказит" в сборнике новые рассказы, в том числе и давший название сборнику. Смеем утверждать, что со времен уже упомянутого "Штайна" - лучшая вещь российской литературы. Ну, кто слышал? Это Каледин, ребята - стилист, совестник, русский Писатель. Не находит покупателя.
Так что ответ и на второй вопрос тоже должен бы быть "Да". Только не от нас это зависит. Понимаешь, издатель на двух тысячах (а может и на тысяче, но на двух - точно, знаем изд-во, которое оперирует такими тиражами, не жирует, но и не закрывается) экземпляров отбивается. Реклама - дело затратное. Вот если со стороны кто подбросит (автор, социальный заказчик, любовник, государство - вариантов много), тогда оно конечно. Все-таки не водкой торгуют, как говаривала главредша одного из знакомых издательств, - склонности к бизнес-риску в этой отрасли нет. С размахом дело ведут единицы (две, пожалуй).
Удовлетворили? Ыщщо вопросы?
1 комментарий
Оля, Слава, слишком много преувеличений, хотя в целом, многое верно.
Но начну, например, с Каледина (хотя тоже - вкусовщина называть именно его главным русским писателем): "кто слышал?" - да, например, все читатели "Огонька", постоянным автором которого Каледин является уже очень много лет. Про книгу писали, пишут, она известна и "пиарится" ровно настолько, чтобы тираж был распродан. С крупными прозаиками, в принципе, так и происходит: о них пишут в журналах и газетах, суммарный… читать полностью
Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно войти или зарегистрироваться.